Правительство выделило в бюджете будущего года 10 миллиардов рублей на выкуп старых автомобилей у частников. Таким образом государство берет на себя проблему избавления граждан и городских дворов от машин, которые превратились в недвижимость. До сего дня автовладельцы должны были тратить на это свои деньги. Детали федеральной программы пока уточняются, но в масштабе одного региона схема уже работает.
Они есть почти в каждом дворе – автомобили, которые уже вряд ли назовешь средством передвижения. Это уже скорее "недвижимость". Она раздражает окружающих, занимает ценное парковочное место, заставляет вздыхать самого хозяина. Даже если у него есть вторая, "живая" машина, разбираться с этой он не хочет: снимать с учета, утилизировать... Уж как-нибудь потом. И так – из года в год...
Еще две-три поездки, и старая "Волга" Владимира Кузьмина тоже станет памятником. Сыпется все – хозяин больше под ней лежит, нежели машина ездит. Вот случайно достался руль от "Мерседеса". Ставить сюда что-то новое – дороже машины выходит. "Замена порогов – 10 тысяч. Покраска – около 30 тысяч. Капремонт двигателя – около 30 тысяч", – подсчитывает владелец автомобиля Владимир Кузин.
Подтолкнуть таких автовладельцев к покупке новой машины сборки любого российского автозавода решили в правительстве. Стимул в том, что за старушку государство гарантированно выплачивает 50 тысяч рублей. Даже если она реально дешевле, подтвердили "Вестям" в Минпромпорге.
Это пока эксперимент, на который заложено 10 миллиардов. Министерство рассчитывает запустить его в начале 2010 года. Вот условия: машина может быть любая – и российская, и иномарка, но старше 10 лет, в собственности не менее года, и – очень важно – она должна доехать до площадки сама. 50 тысяч владелец получает сертификатом, который сдается в автосалон для оплаты части стоимости новой машины.
Похожую схему уже использовала Германия. Немцам она до того понравилась, что они быстро исчерпали выделенный на программу омоложения немецкого автопарка бюджет. Это делали и в Америке, это опробовали на региональном уровне и у нас в Нижнем Новгороде.
Владелец старого фургона получил 44 тысячи. Плюс местные льготы – вот и неплохой задаток для покупки новой машины. "Я сдаю дилеру за 50 тысяч. Он мне платит. Кроме этого, я получаю еще 50 тысяч льготы от нижегородского правительства. Это уже сто. Как раз 30 % для взноса в банк", – поясняет Сергей Занозин, председатель правления холдинга "Группа ГАЗ".
Конкуренцию программе "автоомоложения" могут создать те, кто сейчас частным порядком скупает и утилизирует старые авто. Во-первых, частники дают живые деньги, а не сертификат. Во-вторых, не обязывают покупать российскую машину и вообще что-то покупать.
Впрочем, чиновники уверены в том, что их эксперимент все равно сработает. Выделенных денег должно хватить на 200 тысяч автовладельцев. Но желающих, говорят, будет намного больше, так как и старых машин очень много, и водителей, мечтающих их поменять на что-то свежее, – тоже.