Юрий Лужков одобрил проекты законов "О Генеральном плане Москвы" и "О правилах землепользования и застройки Москвы". Документы были приняты за основу в декабре 2008 года, а затем в августе-сентябре 2009 года по всех районах города прошли публичные слушания, в которых впервые москвичи могли высказать свое отношение к строительным планам городских властей.
По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, "это не новый Генплан, а актуализация уже существующего Генплана 1999 года". Он заявил, что обновления этого документа потребовали реалии времени - "город стал другим - теперь главная составляющая Генплана - социальная...". В обновленный Генплан вошли охрана окружающей среды; сохранность культурного наследия - в зону охраны войдут строения сталинской эпохи, а также исторические места столицы.
В обсуждении документа участвовали 160 тысяч человек, учтено более 70 тысяч замечаний. Больше всего горожан волновали вопросы транспорта и дорог, их строительства и проектирования.
Транспорт станет одним из главных приоритетов Генплана - планируется увеличить линии метро на 440 километров, а также приспособить Московскую кольцевую железную дорогу для перевозки пассажиров. В 2015 году в Москве планируется завершение строительства Четвертого транспортного кольца. А до 2025 года будут реконструированы магистрали, ведущие к аэропортам. Также в ближайшие годы будут построены дублеры Дмитровского, Ленинградского, Ярославского и Варшавского шоссе.
Кроме того, к 2025 году в Москве будет построено 100 миллионов квадратных метров жилья, снесены пятиэтажки, возведена масса культурных, спортивных и общеобразовательных объектов, высотных зданий, бизнес-центров. Публичные слушания выявили и ряд недостатков Генплана. Оказалось, что столичным горожанам больше всего не хватает поликлиник, бань, колхозных рынков, пешеходных переходов и велодорожек.
Благодаря участию граждан в общественном обсуждении Генплана, столичные власти отказались от строительства мусоросжигательных заводов, например, в Ясенене и в районе Теплый Стан.
Генплан сократит и сохранит этажность построек, а также планировку застройки, особенно в центре города, а количество природных комплексов должно увеличиться. Москвичи также активно высказались за сохранение культурного наследия, в первую очередь это касается района Кадашей, Пушкинской площади, Арбата, Вшивой горки.
Мэр Москвы также внес в Генплан ряд замечаний. Они касались, в частности, отсутствия пунктов о выводе с территории города грузовых железнодорожных дворов, таможенных терминалов. Кроме того, мэр не нашел в Генплане "связки" решения транспортных проблем со строительством гаражей. По его мнению, "транспортные проблемы должны решаться вместе с программой "Народный гараж".
Лужков высказал замечания по поводу "не освоения" подземного пространства - "все инженерные коммуникации, трансформаторные станции, ЦТП, торговля и паркинги должны быть убраны под землю". В будущем у Москвы может появиться двойник. Под землей фактически возникнет новый город. В нем будут дороги, пешеходные бульвары и даже музеи.
"В центре города и районах, где сложная транспортная ситуация, не должно быть никакого опта - его можно разрешить на периферии",- сказал мэр, добавив, что также не учтены экономия энергоресурсов и производство тепла из альтернативных источников.
Теперь дополненный с учетом поправок и предложений горожан многотомный Генплан до конца 2009 года должна рассмотреть Московская городская дума, сообщает ИТАР-ТАСС.