Дмитрий Медведев потребовал привлечь к уголовной ответственности всех виновных в гибели людей в результате недавнего пожара в доме престарелых в Республике Коми. Президент собрал специальное совещание, на котором обсуждались причины и последствия трагедии. Медведев указал, что это далеко не первый подобный случай, и причины трагедии очевидны: полное попустительство региональных и муниципальных властей, профессиональное несоответствие и, как он подчеркнул, беспредельное равнодушие к людям.
На совещании у президента – полпред по Северо-Западному округу Илья Клебанов, генпрокурор Юрий Чайка, главы МЧС и Минздрава Сергей Шойгу и Татьяна Голикова. Жесткое совещание, с конкретными поручениями. Причина – трагедия в Коми, пожар в доме престарелых.
Расследование еще не закончено, но первые выводы президент уже сделал: "Следствие ведется, но определенные выводы мы должны сделать прямо сейчас. Уже совершенно очевидны несколько вещей: во-первых, что такие трагедии не случились бы, если бы не было столь циничного, запредельно циничного, просто безнравственного отношения к судьбам людей, живущих в домах престарелых. Мы знаем, это не первая трагедия такого рода. Сколько это терпеть можно? Это длительное просто полное попустительство региональных и муниципальных властей к своим обязанностям. Неисполнение своих обязанностей. И бесконечное, беспредельное равнодушие! Я насколько понимаю, вот этого самого дома престарелых просто юридически не существовало. Это фантом, в котором жили и погибли люди. Мы должны разобраться в этом досконально. Еще раз повторяю: следствие, конечно, ответит на те вопросы, которые должны быть определены в порядке следственных процедур. Я не буду сейчас называть виновных. Это неприемлемо, естественно. Но следствие должно дать надлежащую правовую оценку и привлечь всех виновных к уголовной ответственности. Больше это терпеть невозможно".
Ситуацию с домами ветеранов даже глава государства называет беспредельной. В той же республике Коми – 17 таких учреждений. Это дома-призраки, потому что у них нет никакого статуса, они не зарегистрированы. Так же, как и сгоревший в Подъельске дом. Он и не финансировался с 2003 года. Т.е. денег на стариков 6 лет не давали вообще. "Когда я туда приехал, стал разбираться, там даже толком не могли сказать статус этого дома. Мне предъявили два документа с одним и тем же инвентарным номером, зарегистрированные в Бюро технической инвентаризации Республики Коми. По одному документу – это здание Дома ветеранов, которого нет, а по другому документу – это жилой дом", – рассказывает полпред Илья Клебанов.
Стариков в этом интернате содержали на их собственные крошечные пособия. Деньги получали другие люди по доверенности. Что-то удавалось выкроить на инвентарь. Что-то – на ту же пожарную сигнализацию. Понятно, она была не первой в списке необходимого. Такова схема выживания этих заведений. И об этих схемах, и о таком состоянии домов престарелых не могло не знать руководство – местные власти: региональные и муниципальные.
"Нужно сделать так, чтобы такого рода вопросы все время находились на контроле у региональных и муниципальных властей. Ими невозможно из Москвы заниматься. Это ответственность региональных и муниципальных властей. Пусть они там проснуться или уходят со своих мест. И я хотел бы, чтобы мне тоже представили предложение о персональной ответственности всех, кто причастен к этой трагедии, и на региональном уровне, и на муниципальном уровне. Этот бардак нужно когда-нибудь прекратить! Выводы должны быть сделаны максимально строгие", – распорядился Дмитрий Медведев.
Когда следователи только приступали к работе на месте трагедии, туда же приезжал полпред президента, чтобы лично убедиться, какова была ситуация с противопожарной сигнализацией в этом деревянном доме. После пожара мало что можно разобрать, но эксперты подсказали: то, что там было установлено, трудно назвать пожарной сигнализацией. "Сигнализация имела выход только внутри дома. А там было достаточно много людей либо совсем неподвижных, либо малоподвижных, либо слепых", – сообщил Клебанов. "А куда звонила эта сигнализация?" – поинтересовался Медведев.
– Она звонила внутри дома. Если она и звонила, то она звонила внутри дома.
– Какой смысл?
– Трудно сказать.
– Просто пробудить людей?
– Ну, наверное. Конечно, по идее, она должна была выходить на ближайшую часть МЧС. Она находится примерно в 24-25 километрах.
Самое страшное, по мнению президента, – это человеческое отношение на местах. Точнее – его отсутствие. Похоже, в сердцах местных руководителей абсолютно ничего не произошло. Да, есть некоторая взволнованность за свою должность. Но ответственности – никакой. "Ни один из региональных и муниципальных начальников не чувствует никакой ответственности за то, что происходит. Они должны ощущать, что они головой за это отвечают, не говоря уже о кресле", – подчеркнул президент РФ.
Пока идет следствие, кадровые решение не приняты. Дмитрий Медведев дал указание собственной администрации провести комплексную, тотальную проверку всех учреждений подобных тому, подъельскомую, по всей стране. Срок на проверку – один месяц.
05 февраля 2009
20:30
Президент потребовал сурово наказать виновных в гибели стариков
Дмитрий Медведев потребовал привлечь к уголовной ответственности всех виновных в гибели людей во время недавнего пожара в доме престарелых в Коми. Президент собрал специальное совещание, на котором обсуждались причины и последствия трагедии, и заявил, что стариков убило бездушие местных властей.