Демонстративное убийство в центре Москвы – в понедельник на глазах у многочисленных прохожих в затылок застрелен адвокат Станислав Маркелов. Он вел целый ряд общественно-громких дел. Под пули попала и оказавшаяся рядом с адвокатом журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова. Первое ощущение – будто некий зловещий режиссер направлял руку убийцы именно в тех, чья смерть – как в случае с Анной Политковской – вызвала бы наибольший резонанс, особенно, за рубежом.
Понедельник. До конца пресс-конференции остается совсем немного времени. Станислав Маркелов рассказывает, какие действия предпринял в связи с досрочным освобождением полковника Буданова из колонии. Анастасия Бабурова что-то быстро помечает в своем коммуникаторе. Через 10 минут убийца спустит курок.
Пресс-конференция проходила в Барыковском переулке. Он соединяет Пречистенку и Остоженку. Вероятно, за адвокатом Маркеловым следили уже отсюда. Надо было лишь стоять возле арки и смотреть, в какую сторону он пойдет.
Странная деталь: место тихое, кругом – проходные дворы, неподалеку – Арбат. Есть, куда убежать. Но отчего-то убийца не стреляет. Если предположить, что он был один, без помощников, то ему пришлось идти за своими жертвами более 700 метров. Возле дома № 1 по Пречистенке киллер достает пистолет и стреляет Станиславу Маркелов в голову, почти в упор. Анастасия Бабурова пыталась задержать преступника, он стреляет и в нее.
Хладнокровно и жестоко расстреляв Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову, убийца, по словам очевидцев, быстрым шагом ушел в сторону метро "Кропоткинская". Это метров 200-300. Зашел внутрь и исчез, растворился в многомиллионном потоке пассажиров столичной подземки.
Он был одет в черную куртку, вязаную шапку и джинсы. Так одеваются тысячи, а то и десятки тысяч москвичей. Убийца был хорошо подготовлен, умел стрелять, и каждое его действие было точно просчитано. Хотя и есть тут нетипичные детали. Подробнее о них – Николай Ковалёв – председатель комитета Госдумы РФ по делам ветеранов, фракция "Единая Россия": "Во-первых, это показательная, по сути, казнь. По-другому невозможно квалифицировать это убийство. А, во-вторых, впервые, может быть, это один из немногих случаев, когда убийца забирает с собой орудие преступления".
Убийство адвоката и журналистки будут расследовать лучшие сыщики МУРа. Генеральный прокурор Юрий Чайка взял дело под личный контроль. "Первый заместитель генерального прокурора, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин оперативно и постоянно информирует Юрия Чайку о ходе расследования этого уголовного дела, – сообщает официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Марина Гриднева. – В настоящий момент отрабатываются все возможные версии. Основная из них связана с профессиональной деятельностью Станислава Маркелова".
Станислав Маркелов был не просто адвокат, а еще и правозащитник. Он вел очень сложные дела. "Любое дело, которое он вел, имело или общественный резонанс, или политический резонанс, или социально-экономический резонанс", – говорит вице-президент Института верховенства и права, адвокат Василий Сызганов.
Версии убийства можно условно разделить на три группы – дело редактора газеты "Химкинская правда", дело Буданова, дело антифашистов.
Первая версия: в ноябре прошлого года в подмосковных Химках был зверски избит редактор газеты "Химкиснкая правда" Михаил Бекетов. Он до сих пор находится в больнице. Защищать его интересы взялся Станислав Маркелов. По основной версии, причиной нападения стала критика Бекетовым планов строительства дороги Москва – Санкт-Петерург через химкинский лес.
Ширина трассы со всей инфраструктурой должна быть 6 километров. Такой магистрали нет ни в одной стране мира. Изменить маршрут можно, но перепланировка обойдется в миллиарды рублей застройщикам. "Бекетов изначально, с момента начала своих журналистских расследований, всегда консультировался у Стаса, – рассказывает Василий Сызганов. – Стас был адвокатом, по-моему, с самого начала возникших у Бекетова проблем, и поэтому он был в курсе всей той информации, которой владел Бекетов".
На этой неделе Станислава Маркелова посмертно наградили медалью "За заслуги перед Чеченской Республикой". Так оценили принципиальность адвоката и его участие в деле Буданова. Это как раз и есть вторая версия. Полковник был обвинен в том, что похитил и убил чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву. Маркелов представлял интересы семьи Кунгаевых. Это ценили в Чечне. Это многим не нравилось, особенно – неонацистам.
Адвокату угрожали. Последний раз – незадолго до смерти, когда Маркелов опротестовал решение о досрочном освобождении полковника из колонии. Рамзан Кадыров не исключает, что убийство адвоката связано с делом Буданова, но говорит и о других версиях. "Я считаю, что это вызов нам всем, которые служат правильно, правдиво, и я думаю, что в ближайшем будущем найдут виновного, – отмечает президент Чечни Рамзан Кадыров. – Это могут быть и, так скажем, фанаты Буданова, это могут быть и люди, которые заинтересованы в разладе общества России".
Редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов не считает, что Буданов может быть причастен к убийству. А вот неонацисты вполне могли, по мнению Муратова, отомстить Маркелову за его правозащитную и антифашистскую деятельность. Четыре года назад националисты уже нападали на Маркелова. "Это серьезные люди – с идеологией, с оружием, это не те, которые в "гриндерах" по подъездам "антифу" "месят". И мне странно, что спецслужбы не могут нам рассказать, что из себя представляет фашистское подполье", – признается Дмитрий Муратов.
Жесткий тон Дмитрия Муратова можно понять. "Новая газета" несет страшные потери. За 8 лет – 4 журналиста: Игорь Домников, Анна Политковская, Юрий Щекочихин и вот теперь Анастасия Бабурова. Хрупкая девушка, которая не испугалась и попыталась задержать убийцу. Она работала в газете совсем недавно. Последние публикации были о деятельности нацистских организаций.
В ее школе в родном Севастополе говорят, что Настя всегда была такой – принципиальной, очень вдумчивой, немного бунтаркой, бесстрашной и отчаянной. "Она боролась за свою внутреннюю свободу, – говорит классный руководитель Анастасии Бабуровой, учитель русского языка и литературы Евгения Ситникова. – И эта свобода была в том, чтобы определить свой путь в жизни, свои приоритеты, свои какие-то правила в жизни установить. И что эти правила были высоконравственные и духовные, я была всегда уверена. Вот говорят: есть люди – "соль земли". Вот это Настя – "соль земли" человеческой. Таких земля дает редко, это редкие экземпляры".
В этом преступлении в глаза бросается одна деталь. Стрелял убийца не в переулке, где удобнее, а там, где все увидят, – в центре, рядом с Храмом Христа Спасителя, в 10 минутах ходьбы от Кремля. Показная публичность, вызов и милиции, и власти, и обществу.
Преступник сильно рисковал, но – сомнений нет – делал это умышленно. Запугать журналистов, тем более "Новой газеты", вряд ли возможно. Если уж до этого не боялись, то и теперь не будут. Запугать адвокатов, многие из которых помнят еще бандитские 90-е, тоже трудно. Значит, была другая задача – вызвать общественный резонанс. В подтверждение этому – слова председателя Комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолия Кучерены: "В России происходит серия убийств лиц публичных, лиц медийных. Кому то это выгодно? Кому-то хочется показать, что власть не способна справиться с этими убийствами".
Это может быть выгодно многим. Репутационные потери России от каждого такого преступления колоссальные. Перед милицией и следствием стоит сейчас задача крайне важная: найти убийц – и киллера, и возможного заказчика – и отправить их за решетку. Кто бы это ни был. И где бы не находился.