Кто заставит достраивать Тверскую заставу? Сроки окончания грандиозной реконструкции площади у Белорусского вокзала снова отодвинуты. Стройплощадка, возникшая несколько лет назад вместо памятника Горькому, с началом финансового кризиса перестала подавать признаки жизни. Но продолжает наполнять ощущениями жизнь водителей, пешеходов и тех, у кого окна выходят на площадь.
На площади Тверской заставы – шум автомобильной техники и молчание строительной. И только одинокий рабочий, больше похожий на статиста, туда-сюда катает тачку. Его коллег по делу реконструкции площади москвичи не видели давно. То есть видели, но с метлами вместо отбойных молотков.
"Они пропали с поверхности земли, наверное, с начала весны. Вот последний раз я видела, как они подметали, когда лежал снег. Они счищали лед. Больше не видела. На стройплощадках работа я не видела, чтобы кипела", – рассказывает одна из местных жителей.
Терпение автомобилистов – на исходе. Преодоление площади Тверской заставы приравнено к лавированию в потоке с препятствиями. Никогда не угадаешь, где завтра появится пластиковый отбойник. Час в пробке у вокзала – как часть привычного маршрута. "Неудобство, пешеходы кругом ходят, и всё это постоянно ремонтируют. Конца и края, по-моему, не будет", – жалуются водители.
Пешеходам тоже несладко. Их прижали к домам, ограничили заборами, накрыли железными козырьками. "Хожу здесь несколько раз на дню. Раньше здесь было очень солнечно, мы любовались там зданиями красивыми, и так далее, гуляли здесь с подругами. А сейчас нету площади. Какие-то постройки, они уже надоели. Ремонт не заканчивается никак", – сетует Юлия Лебедева. "Нам, инвалидам, тяжело. Вот чтоб в аптеку – вот тут идёшь, и туда, это вы представляете? С перехода? Чтобы лекарства купить, нужно же обойти аптеки", – возмущаются люди с ограниченными возможностями.
Грандиозный и спорный проект реконструкции площади предполагал строительство мостов, тоннелей, эстакад, пандусов и развязок, подземного паркинга и торгового центра. Таким образом собирались самый страшный перекресток столицы превратить в автомобильный и пешеходный рай. И под площадь исправно копали два года. А потом настала строительная пауза. И как-то слишком затянулась.
Мрачный охранник сегодня сказал, что работы возобновляются:
- Работы ведутся?
- Начинаются, возобновляются работы.
- Возобновляются?
- Потихоньку начинаются.
- А какие?
- Внутренние коммуникации.
"Потихоньку начинаются", "возобновляются" – это очень странная терминология для проекта стоимостью 400 миллионов долларов. И очень странная картина для таких инвестиционных вложений: зачехленная техника, и только ветер гоняет по пустым стройплощадкам мусор. Один большой столичный вопрос – когда все это закончится? – снова повис в воздухе.
Проект "Большая Ленинградка" превратился в большой долгострой. Развязку у Белорусского вокзала должны были открыть в 2009-м, теперь сроки перенесены на 2011-й. Если на этот раз строители не обманут, получится, что обещанного вместо двух лет мы будем ждать 4 года.