Аэробус А380 (Airbus A380) - самый большой самолет концерна Airbus S.A.S. (Европейский Союз) и самый большой пассажирский самолет в мире. Это первый в мире магистральный гражданский самолет с двумя полноразмерными палубами по всей длине фюзеляжа. Палубы соединены двумя широкими лестницами в носовой и хвостовой частях.
Лайнер может совершать беспосадочные перелёты на расстояние 15 000 километров и брать на борт на треть больше пассажиров, чем Boeing 747.
Аэробус А380 самый экономичный среди больших лайнеров: на 100 километров расходуется три литра топлива на одного пассажира.
Основной конкурент этой модели - Boeing 747.
Категория: дальнемагистральный, гражданский, пассажирский.
Airport code IATA (International Air Transport Association, Международная ассоциация воздушного транспорта): 380.
Модель A380-861 получила сертификат 14 декабря 2007 года.
Первый полет - 27 апреля 2005 года.
Первый проданный самолёт - MSN003, регистрационный номер 9V-SKA, сдан авиакомпании Singapore Airlines 15 октября 2007. Первый коммерческий трансконтинентальный перелёт с пассажирами (рейс из Сингапура в Австралию, номер рейса - SQ380, на борту находились 455 человек) - 25 октября 2007 года.
В Аэробусе А380 12 одноместных люксов и несколько двухместных.
Люксы снабжены кроватью, гардеробом, лампами для чтения, зеркалом и 23-дюймовым телевизором. По желанию авиакомпаний, на первом этаже лайнера могут быть сделаны бары, бильярдные салоны, души, библиотека и конференц-зал.
Стоимость перелёта из Лондона в Сингапур в классе люкс (на 2005 год) – около 10 000 долларов.
Для пассажиров первого класса предусмотрены пижамы с тапочками, есть возможность закрывать окна и дверь кабины специальными гардинами.
Стоимость одного авиалайнера (на 2005 год) - 281 миллион долларов, что на 15процентов дешевле двухпалубного Boeing 747.
Количество собранных лайнеров A380 (по состоянию на март 2008 года) – 27.
По состоянию на март 2009 года самолеты А380 состоят в парке трех авиакомпаний: Singapore Airlines, Qantas Airways, Emirates.
Первый аэропорт в России, который дал согласие принимать аэробус А380 – московский "Домодедово".
История создания
Разработка лайнера началась в 1994 году под кодом A3XX и продолжалась в течение 10 лет. Обозначение A380 было выбрано по причине того что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолёта.
Стоимость программы – 12 миллионов евро. Самой сложной частью в проекте стала проблема снижения массы самолёта. Это было достигнуто за счёт применения нового композиционного материала, из которого сделаны фюзеляж и крылья.
Уже на стадии проектирования было получено 55 заказов от 6 заказчиков.
Заключительная конфигурация самолёта была утверждена в январе 2001 года. Производство первых компонентов крыла A380 началось 23 января 2002 года.
Главные структурные секции авиалайнера строились на предприятиях во Франции, Германии, Испании, Великобритании.
Компоненты для A380 поставляли: Rolls-Royce, SAFRAN, United Technologies, General Electric, Goodrich и другие известные предприятия.
Самый масштабный проект европейского авиастроителя принес ему и большие проблемы. Главные неполадки были обнаружены в электропроводке самолета. Для каждого самолёта требовалось 100 000 проводов и 40 300 соединительных элементов, что составляет около 530 километров электропроводки. Проблемы решались в течение двух лет.
На A380 улучшенная стеклянная кабина и дистанционное управление рулями с помощью электроприводов, связанных с боковой ручкой управления. Устройства отображения информации находятся в кабине экипажа: девять взаимозаменяемых жидкокристаллических мониторов, в том числе два индикатора навигационных данных, два основных индикатора полётных данных, два индикатора работы двигателей, два многофункциональных. Ещё один монитор отображает данные о текущем состоянии всей системы в целом.
После сборки самолёты оборудовались и красились в Гамбурге. На покрытие обшивки каждого лайнера (3100 квадратных метров) требуется 3600 литров краски.
Для обслуживания А380 нужны специальные терминалы для посадки пассажиров.
Нагрузка на покрытие взлётно-посадочной полосы измерялось с помощью специальной 580-тонной тележки с грузом, построенной для имитации шасси A380. Для аэробуса А380 достаточны дорожки группы V - 45 метров, их расширения до предполагаемых 60 метров не требуется.
В целях демонстрации и тестирования были построены пять A380 .
4 сентября 2006 года состоялось первое лётное испытание A380 с пассажирами на борту. Целью полёта было проверить комфортабельность и качество пассажирских услуг. Самолёт вылетел из Тулузы с 474 сотрудниками концерна Airbus S.A.S. на борту.
В ноябре 2006 года состоялись тестовые полёты с целью проверки работоспособности самолёта в условиях стандартного эксплуатационного режима на авиалинии.
Начало эксплуатации А380 откладывалось почти два года из-за целого ряда технических проблем, что обошлось Airbus в 8,5 миллиарда евро.
Технические характеристики аэробуса A380
Лайнер имеет четыре двигателя - Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP 7000.
Уровень шума в кабине A380 на 50 процента ниже, чем у Boeing 747. Внутри самолёта поддерживается более высокое давление воздуха. По мнению разработчиков, эти характеристики позволят снизить утомляемость пассажиров при длительных беспосадочных рейсах.
Размеры:
Размах крыла: 79.80 метра.
Длина самолета: 73.00 метра.
Высота самолета: 24.10 метра.
Площадь крыла: 845.00 квадратных метров.
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 33.50.
Число мест:
Пассажиров в кабине трех классов: 555.
Пассажиров в кабине двух классов: 644.
Пассажиров в чартерном варианте: 853.
Массы и нагрузки:
Взлётная: 560 тонн.
Пустого снаряженного самолета : 276,8 тонн.
Самолета без топлива: 361 тонн.
Платная нагрузка: 66,4 тонн.
Посадочная: 386 тонн.
Лётные данные:
Крейсерская скорость: 900 километров в час.
Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива): 15 000 километров.
Эксплуатационный потолок: 13 000 метров.
Происшествия
10 января 2008 года самолёт A380, принадлежащий компании Singapore Airlines, не смог вылететь из Сингапура в Сидней из-за поломки тягача. Лайнер некоторое время продолжал движение по инерции, затем съехал с полосы и выкатился на газон. В результате происшествия никто не пострадал, самолёт не был повреждён.
Перспективные модификации А380
Планируется создание следующих пассажирских модификаций: A380-800 на 555 мест, укороченный A380-700 на 480 мест и удлиненный A380-900 на 656 мест. Разработана также грузовая модификация A380F, способная перевозить грузы общим весом до 150 тонн на расстояние до 10 400 километров.
Сотрудники Инженерного центра Airbus ECAR в Москве уже завершили ряд ответственных заданий по программе А380F.
Российским конструкторам поручено выполнить значительный объём работ по проектированию частей фюзеляжа, расчётам на прочность, размещению бортового оборудования и сопровождению серийного производства самолётов.
Официальный сайт: http://www.airbus.com/en/aircraftfamilies/a380/