В Большом меняют гипс на липу

Специалисты восстанавливают детали интерьера Большого театра. Единственное, что реставраторы заменяют без сожаления – это детали из гипса. Вместо него используют дерево.

Специалисты восстанавливают детали интерьера Большого театра. Единственное, что реставраторы заменяют без сожаления – это детали из гипса. Вместо него используют дерево.

"Не навреди" – главная заповедь реставраторов. Сначала они тщательно изучают предметы, которые оказались в их руках. Тем более – если это раритеты из Большого театра. В одной из мастерских идёт реставрация колонн царской ложи. Они были сделаны из папье-маше – материала, который помогает сохранить отличную акустику залов.

Колонны расчищают от наслоений. В ход идут скальпели и наждачная бумага. Подробнее об этом – реставратор Ольга Миронова: "Поскольку реставраций было много, старый пигмент мы расчищаем до основания, до папье-маше, счищаем золото, левкас".

Уже полностью отреставрированы 84 гирьки – детали, которые украшают все ярусы Большого театра. Но вот как реставрировать столики – пока не решили – сохранять ли старый исторический левкас или снимать все наслоения?

"Левкас, который был положен 150 лет тому назад и современный могут не ужиться вместе, – поясняет руководитель декоративно- прикладных мастерских Ирина Чапанова, – потому что старый левкас – как камень и, возможно, пойдут трещины, что нам показали опытные образцы".

Единственное, что реставраторы заменяют без сожаления – это детали из гипса. Вместо него используют дерево. Часто в ход идёт липа. Это податливый материал, из которого можно вырезать любые детали. После восстановления детали покрывают золотом.

В столярной мастерской заняты реставрацией балюстрад и панелей, предназначенных для стен и потолка. За долгое время многие панели превратились в обломки, так что их можно использовать лишь частично. Для реставрации берут прочную резонансную ель, без сучка и задоринки.

"Это материал очень дорогой, – рассказывает реставратор Александр Баринов. – И склеивать его надо очень аккуратно, соблюдая направления волокон. Трудная работа".

В мастерской по металлу восстанавливают вентиляционные решётки – своеобразные произведения искусства. Большинство из них подлинные. По возрасту они – ровесники Большого театра. Со временем некоторые решетки почернели, на них появились пятна, стал отслаиваться цинк.

"Сейчас протираем керосином, потом легче отслаивается, – говорит реставратор Олег Кунич. – Потом будут моющие растворы, потому что механически можно нарушить авторский слой".

Пока идёт реконструкция Большого театра – четыре десятка реставраторов восстанавливают его интерьеры, так же тщательно и искусно, как когда-то те, кто их создавал.