В Брюсселе открылся экстренный саммит Евросоюза. Лидеры 27 стран выберут первого в истории президента и верховного представителя по иностранным делам объединенной Европы. По мнению аналитиков, наибольшие шансы стать главой ЕС у бельгийского премьера Германа ван Ромпёя. Но он – далеко не единственный кандидат на должность с окладом 300 тысяч евро. Впрочем, все решится за ужином лидеров или ближе к утру.
Этот саммит имеет все шансы затянуться далеко за полночь. Европейские лидеры и так с трудом договариваются, а тут 27 человек должны выбрать всего одного – того, кто будет их президентом. Если о европейской конституции когда-то спорили до трёх часов ночи, то этот вопрос – куда более сложный. Шведский премьер – он здесь за старшего – уже намекнул: возможно, просидим до утра.
Для всех, кого интересует фамилия нового президента, кофе должно хватить. В списке – множество кандидатов. Самым вероятным претендентом на месячную зарплату в 24 тысячи евро чистыми еще недавно был бывший британский премьер Тони Блэр. Но его звезда закатилась – слишком многие в Европе вспомнили его роль во время начала непопулярной иракской войны.
Фаворит теперь – нынешний премьер Бельгии Херман Ван Ромпёй. "Решение о назначениях на ключевые посты ЕС должны быть приняты сегодня. Будет плохо, если агония по ратификации лиссабонского договора, длившаяся 8 лет, закончится ничем. Но как это будет и сколько времени займет, я не знаю", – говорит он.
Наверное, это логично – сделать президентом ЕС человека из Бельгии, которая зажата между двумя мощнейшими странами Евросоюза – Францией и Германией. Обе они, кстати, его кандидатуру уже поддержали, но остальные участники гонки не теряют надежды.
Голландский премьер Балкененде, люксембургский Жан Клод Юнкер, бывший ирландский премьер Джон Брутон и всего одна женщина в компании всех этих мужчин – Вайра Вике Фрейберга – бывший (1999 – 2007 гг) президент Латвии. Она, правда, явный аутсайдер этой гонки. Слишком проамериканская и слишком антироссийская, говорят про неё. "Я никогда не играла на скачках и не собираюсь высчитывать свои шансы. Если бы президент избирался народом, я бы добилась успеха", – уверена Фрейберга.
Кроме президента, планируется выбрать еще и главного дипломата Евросоюза. На эту должность тоже кандидатов хватает. Все исходят из того, что если президент – правоцентрист, то представлять ЕС на внешней арене должен социалист.
Дэвид Милибэнд, британский министр иностранных дел, был до сих пор фаворитом. Еще называли бывшего премьера Италии Массимо Далема и министра иностранных дел Испании Мигеля Моратиноса – того самого, который отказался признать независимость Косова.
Канцлер Германии Ангела Меркель, только приехав в Брюссель, лишь намекнула, как тяжело выбирать: "Мы обсудили будущих кандидатов с президентом Франции и премьером Дании еще в Копенгагене. Конечно, все кандидатуры на высокий пост уже обговорены, их много, но в конце концов нужно прийти к консенсусу. Будущий президент должен представлять интересы как можно большего числа европейцев".
Так что европейские лидеры готовы сегодня не спать. Они понимают, что договариваться обязательно нужно, но сейчас это кажется почти невозможным.