Шотландия освободила ливийского террориста аль-Меграхи не из гуманистических соображений. Причиной стали экономические интересы Лондона в Триполи. Сенсационные подробности тайной сделки опубликовали журналисты Sunday Times. В распоряжение издания попали два письма министра юстиции Великобритании Джека Стро своему шотландскому коллеге. Теперь журналисты уверены, что освобождение ливийца, которое так возмутило США, было срежиссировано на Даунинг-стрит.
Дело это было и так скандальным, а теперь все стало еще хуже. С самого начала было подозрение, что террориста аль-Меграхи освободили не просто потому, что он старый и тяжело больной человек. И вот журналисты газеты Sunday Times раздобыли переписку между бывшим министром юстиции Великобритании Джеком Стро и его шотландским коллегой Кенни Макаскиллом.
В первом письме от июля 2007 Стро мягко намекнул, что Лондон не против освобождения террориста аль-Меграхи. В декабре того же года – новое письмо – о ходе переговоров между Ливией и Британией по поводу разработки нефтяных месторождений в Ливии компанией British Petroleum.
Джек Стро написал, что ливийцы требуют подписать соглашение об обмене заключенными. Лондон пытался включить туда пункт, исключающий освобождение Меграхи, но ливийцы уперлись: раз справедливость, то для всех.
Самая решающая цитата из письма. Джек Стро, по сути, прямо говорит: контракт с ливийцами в 15 миллиардов фунтов важнее политических обязательств по борьбе с терроризмом. "Переговоры с ливийской стороной достигли критической стадии, и потому, принимая во внимание важнейшие интересы Великобритании, я считаю, что в этом случае соглашение об обмене заключенными нужно подписывать в стандартной форме и в нем не должны упоминаться какие-либо лица", – отмечается в письме.
Сегодня все ведущие западные издания вышли с разгромными статьями. Особое возмущение – за океаном. Там и так были против освобождения аль-Меграхи, а теперь получается, что ближайшие союзники – британцы – в буквальном смысле слова продали союзнические интересы, точнее поменяли на многомиллиардный нефтяной контракт.
И можно было бы все списать на кризис, дескать, Британии очень нужны были деньги, но переговоры-то шли еще в 2007 году, когда не было никаких намеков на финансовый коллапс.
Сегодня в британском Минюсте все отрицали – не было никакой сделки – но звучало все это весьма неубедительно.
"Сделки быть не могло, – заявил Джек Стро. – Я бы на нее не пошел. Да у меня и полномочий таких не было, чтобы сказать ливийцам: "Не проблема! Давайте втемную договоримся по нефти, а в взамен мы выпустим господина Меграхи. Этот вопрос вообще не в юрисдикции Британского правительства".
В 1988 году в небе над шотландским Локерби был взорван Boeing-747 американской авиакомпании Pan American. В общей сложности тогда погибли 270 человек – 259 пассажиров Boeing – в основном граждане США – и 11 жителей городка Локерби, на который упали обломки самолета. Через три года суд признал единственного обвиняемого по этому делу – ливийца аль-Меграхи – виновным в организации теракта и до конца жизни отправил в тюрьму. И две недели назад шотландские врачи заявили: 57-летний терорист болен раком, жить ему осталось не более трех месяцев.
"Это мое решение. Господин аль-Меграхи, осужденный в 2001 году за теракт над Локерби и неизлечимо больной раком, будет освобожден из-под стражи по состоянию здоровья. Он может возвратиться на родину, чтобы умереть дома", – сказал министр юстиции Шотландии Кенни Макаскилл.
В Лондоне тогда заявляли: это суверенное решение шотландской Фемиды. Шотландия, конечно, в известной степени самостоятельная часть Великобритании – там и свой парламент есть, и суды от Лондона независимые – но только никто не поверил, что такое ответственное и, в общем, не юридическое, а политическое, по сути, решение в Эдинбурге приняли без участия Лондона. Да и вряд ли глава британского Минюста Джек Стро по личной инициативе решил отпустить террориста домой. И кто на самом деле решил, что нефть важнее борьбы с терроризмом? Это, видимо, самый большой вопрос в этой некрасивой истории, которая явно еще не завершена.