В Петербурге названы лауреаты премии Лихачева

Если плохие российские дороги – тяжкое наследство, от которого нужно поскорее избавиться, то наше культурно-историческое наследие – это то, что следует всеми силами сохранять. И сегодня в Санкт-Петербурге чествовали тех, кто внес в это непростое дело особый вклад.

Если плохие российские дороги – тяжкое наследство, от которого нужно поскорее избавиться, то наше культурно-историческое наследие – это то, что следует всеми силами сохранять. В Санкт-Петербурге чествовали тех, кто внес в это непростое дело особый вклад. Они стали обладателями премии имени Дмитрия Лихачева, который сам всю жизнь боролся за сохранение памятников, архивов, музейных и библиотечных коллекций.

Академику Лихачеву – 103 года. Премия его имени младше ученого на век. Но тогда, в 2006, ее уже называли ежегодной. Ученый с мировым именем, Дмитрий Сергеевич, всегда придавал особое значению сохранению национального наследия. Говорил: кто не любит памятники истории своей страны – не любит свою страну. И сегодня пять лауреатов снова получают премию имени Лихачева.

Им вручали просто дипломы и медали. И совсем небольшие денежные премии. Людям, которые год за годом занимались сохранением памятников истории и культуры и развитием краеведения.

"Это люди, которые делают то, что им не предписано. То, что никто от них не требует и не просит. Это какие-то волонтеры культуры", – сказал писатель Даниил Гранин, председатель правления Благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева.

Стенды с фотографиями самого Лихачева – специально, чтобы понятно было, что академик понимал под сохранением культурного наследия. Он – на митингах, на заседаниях правительства, просто на встречах с деятелями культуры. Среди лауреатов этого года – собирательница икон, француженка, изучающая русскую историю, директор музея заповедника Грибоедова. Почти семейное мероприятие. В этом кругу они в представлении не нуждаются. Но им все равно долго аплодируют и благодарят за деятельность, которой они отдают не то, чтобы все свое время, а просто – себя.

"Этому журналу уже 13 лет. Рукописный, прошитый обычными нитками, журнал о собаках. Его целый год издавала своими силами ученица художника Николая Локотькова. И только потом учитель, объединив всех своих подопечных, не имея ни журналистского, ни полиграфического образования, ни средств, начал издавать единственный в России журнал об искусстве для детей. Теперь он большой и полноцветный. И тираж – 3 тысячи экземпляров. Издавать такой журнал вдали от интеллектуальных ресурсов, от финансовых потоков – очень сложно. В подтверждение я скажу, что даже верстаю журнал за 100 километров от Старой Руссы", – делится Николай Локотьков, лауреат премии им. Д.С. Лихачева, руководитель Старорусского Центра интеллектуально-художественного развития.

Александр Ерешко почти всегда улыбается. Таково влияние на человека колокольного звона. А Александр Сергеевич переслушал тысячи звонов. Советские годы уничтожили профессию – звонарь, уничтожили само понятие "колокола" как музыкального инструмента. Благодаря труду этого человека, восстанавливаются старые русские церкви, и звон разносится над городами и деревнями.

"Есть непреходящие ценности. Колоколу на Руси – 1000 лет. За это время он стал великим национальным искусством", – считает Александр Ярешко, лауреат премии им. Д.С. Лихачева, президент Ассоциации колокольного звона России.

Их было несколько десятков – претендентов на премию. Но до финала дошли только пятеро. И об этом больше всего жалели организаторы. Ведь в деле сохранения национального наследия не должно быть первых премий.