В Москве встречали самый большой в мире пассажирский лайнер – А380. Домодедово оказался одним из 20 аэропортов мира и единственным в России, способным принять такого авиагиганта: у него только размах крыльев около 80 метров. В столице самолёт проездом, вернее, пролетом: уже завтра его ждут на аэрокосмической выставке в Сеуле.
К его прилету долго готовились на земле. Небо над Домодедово заблаговременно "расчистили" диспетчеры. Борт №004, за штурвалом – лучший летчик Airbus. И он появился. Проплыл в воздухе на малой высоте и на низкой скорости. Чтобы рассмотрели. И даже послушали. Ведь заявлено: у него рекордные показатели по шуму, то есть он сверхтихий.
Он покрасовался со всех сторон, прошел над лесом, развернулся и только тогда стал снижаться для посадки. Вот тогда все, кто встречал лайнер, заметили, как кстати пришлась ясная, солнечная погода.
Его достоинства можно описывать долго. Но главное слово, характеризующее пассажирский самолет, – "самый". Самый большой. Самый вместительный. Самый экономичный. Причем после каждого "самый" производитель обязательно указывает цифры. Длиннее 747-го "Боинга", больше "Боинга", экономичнее "Боинга", безопаснее. "Боингу" сегодня хорошо досталось от конкурентов.
На конференции продемонстрировали фрагменты испытаний. Высокогорье, холод, сильный боковой ветер. Лайнер садится при порывах 22 м/с.
"Этот самолет очень легок для пилота. Вся информация в нем доступна и понятна. Он удобный для летчика. Самый длинный полет у меня на нем был – 15 часов. Около того. И для меня это время пролетело незаметно", – рассказывает капитан Аэробуса А380 Жак Розе.
Как оказалось, в ряду поставщиков для авиационного завода в Тулузе (это родина 380-го) есть и российский производитель: шасси суперлайнера сделаны из нашего титана.
Самолет разрабатывали 10 лет. Учитывали пожелания пассажиров, летчиков, аэропортов. Он был задуман как лайнер нового поколения, не требующий кардинальных переделок в обустройстве посадочных полос и оборудования. Пока расписывали в цифрах и схемах, какой же А380, сам А380 отвезли на место стоянки, где любой другой самолет казался крошечным. Но это только издалека.
На самом деле, если стоять вблизи этого белоснежного гиганта, то ощущение "гиганта" куда-то почему-то пропадает. Он не закрывает своей тенью пол-аэродрома. Просто большой белый самолет. Возможно, ощущение возвращается, когда поднимаешься вверх по трапу и входишь внутрь этого исполина.
Правда, в самолет пригласили не по трапу, а по посадочному рукаву. И первое, что бросилось в глаза, – нет интерьера, который показывали на мониторах. Тех комфортных салонов, которые установлены на рейсовых лайнерах эксплуатирующих компаний. Здесь – провода, компьютеры, приборы и даже… бочки с обычной водой. "Мы это называем водным балластом. Эти бочки имитируют пассажиров. Вода может перетекать из одной в другую, тем самым мы изображаем эффект свободной рассадки пассажиров", – поясняет Батист Меран, бортинженер Аэробуса А380.
Пока договоров, контрактов, официальных предложений принимать 380-й в России нет. А намерений – предостаточно. Ведь по крайней мере в одном российском аэродроме А380 успешно протестировал полосу.