"Бюст раздора": немцы и египтяне делят Нефертити

Гитлер попробовал дружить с Польшей. Она первой в 1934 году подписала мирный договор с нацистской Германией. Польша боролась с большевизмом, Гитлер тоже. Польша готова была предоставить свою территорию для возможного продвижения немецких войск на Восток.
Гитлер попробовал дружить с Польшей. Она первой в 1934 году подписала мирный договор с нацистской Германией. Польша боролась с большевизмом, Гитлер тоже. Польша готова была предоставить свою территорию для возможного продвижения немецких войск на Восток.
Древний бюст знаменитой Нефертити переехал в Новый музей в Берлине. Несли царицу на руках: состояние шедевра не допускает тряски. Однако это не смущает египетских археологов, которые вновь потребовали от немцев вернуть национальное достояние в Каир.

Древний бюст знаменитой Нефертити обрел новое место жительства – его перенесли в Новый музей в Берлине. Несли на руках: состояние скульптурного шедевра не позволяет подвергать его даже малейшей тряске. Однако это не смущает египетских археологов, которые вновь заговорили о необходимости вернуть их национальное достояние в Каир. И спустя три тысячи лет Нефертити провоцирует мужские раздоры.

В мире нет второго такого острова, где бы история человечества достигала такой концентрации, как на Острове музеев в Берлине. Восстановление разрушенного во время войны Нового музея вернуло его архитектурному ансамблю первоначальный облик. Канцлер Меркель в числе первых посетителей приехала посмотреть на результат труда, который потребовал семи лет и 200 миллионов евро.

В Новом музее собрано все самое старое. 3300 лет назад в Египте жил фараон Эхнатон. У него была жена-красавица, которую звали Нефертити. Художники любили ее изображать, но лучше всего получилось у Тутмоса. Созданный им скульптурный портрет, хоть и приукрасил модель, сгладив горбинку носа, стал едва ли не самым ценным древнеегипетским артефактом.

"Большое счастье, что этот бюст Нефертити спустя 70 лет возвращается в экспозицию. Нет для нее лучшего места, чем под куполом в Северном зале нашего музея", – уверена Фредерика Зайфрид, главный хранитель египетской коллекции в Новом музее Берлина.

Но египетские археологи считают, что Нефертити лучше смотрелась бы в Национальном музее в Каире. И это – причина раздора, который продолжается с тех пор, как в 1912 году нашедший бюст Людвиг Борхард вывез его в Германию. Вот уже скоро 100 лет, как немецким музейщикам приходится парировать обвинения в воровстве. "В случае с Нефертити все происходило в соответствии с правом того времени. Раскопки проводились немецкими археологами, и часть сокровищ по договоренности осталась в Египте, а часть досталась Германии", – объясняет Маттиас Вемхофф, директор Берлинского музея древней и ранней истории.

В 1933 году пришедшие к власти нацисты в лице Геринга пытались купить лояльность Египта, обещая вернуть Нефертити. Но Гитлер в последний момент пожелал взглянуть на артефакт и тут же отменил сделку.

После войны она хранилась во Франкфурте-на-Майне, а с объединением Германии вернулась в Берлин. Все эти годы Каирский музей безрезультатно пытался заполучить Нефертити хотя бы на пару месяцев. Директор Египетского музея в Берлине, профессор египтологии Свободного университета Дитрих Вильдунг уверяет, что это решительно невозможно: "Мы недавно обследовали Нефертити и установили, что скульптура находится в очень хрупком состоянии. Нам пришлось переносить ее из Старого музея на руках, чтобы исключить тряску. Я надеюсь, что это ее местонахождение будет окончательным. И что она здесь обретет покой".

Это говорит человек, который недавно в качестве эксперимента устанавливал хрупкий бюст на отлитое для него бронзовое тело, чем вызвал в Каире очередной приступ бессильного гнева: изображений Нефертити известны сотни, но шедевр – только один.

На фоне красоты царицы все остальное в этом здании кажется черепками и стекляшками. И при ближайшем рассмотрении эта проблема не имеет решения. Немцы никогда не отдадут Нефертити. Египтяне никогда не перестанут требовать ее обратно.