На "АвтоВАЗе" официально объявлено, что предприятие сократит более 27 тысяч работников. Половина из них – пенсионеры, часть – руководители компании. Банковский долг автогиганта превысил 40 миллиардов рублей. При этом выручка сократилась вдвое: спрос на автомобили резко упал, и завод уже не раз останавливал конвейер.
Главная задача, которую пытается решить менеджмент завода, не допустить банкротства предприятия.
Внутрикорпоративный телеканал "ВАЗ-ТВ" принес работникам плохие новости. Грядут увольнения. Это меньше, чем планировалось, рассказывали уже приглашенным журналистам, в том числе иностранным, но сокращения ждут 27 тысяч 600 человек. Это почти треть от числа всех сотрудников "АвтоВАЗа". Причина проста – завод выпускает машины себе в убыток.
- Здесь у нас линии стоят. Тут старт, там финиш.
Потери в этом году, как ожидается, будут 35 миллиардов рублей. На складах скопилось 50 тысяч собранных авто. Завод спасают от банкротства. Список тех, кого уволят, уже составлен. Большинство – люди пенсионного и предпенсионного возраста.
"На заводе большие перемены. Все боятся сокращения, всем нужна работа", – говорит слесарь завода Ольга Волочко.
Зато те, кто останутся на своих местах, снова смогут работать в полную смену. Перейти на обычный график завод планирует уже 1 декабря. Cпрос и с нарушителей трудовой дисциплины теперь будет строже. Повторный прогул или повторное пьянство, и можно сразу идти за обходным листом. Впрочем, тех, кто занят непосредственно на производстве, увольнения коснутся в меньшей степени. Сокращения ждут, в основном, руководители.
"Невозможно половиной человека производить продукт, на производство которого предусмотрена трудоёмкость одного человека. Поэтому мы ориентируемся на тех, кто напрямую не связан с производством", – заявляет заместитель директора сборочно кузовного цеха Владимир Новиков.
На самом "АвтоВАЗе" модель массовых сокращений долго прорабатывали с профсоюзом. Сейчас там следят за тем, чтобы с конвейера отпускали по всем нормам трудового законодательства. Каждый уволенный в среднем получит 100 тысяч рублей выходного пособия.
"Прикинули сколько будут получать вышедшие с завода на пенсию и на досрочную пенсию. Около 10800 рублей с учетом совокупной пенсии. Это довольно приличная сумма", – уверен председатель профсоюзного комитета ОАО "АвтоВАЗ" Николай Карагин.
Но даже если уволенными окажутся инженеры и сборщики, безработными им быть, обещают на "АвтоВАЗе", недолго. В сотрудничестве с Renault, у французов блокирующий пакет акций, готовят новую линию.
"Наши намерения – поставить новую модель, предлагаемую альянсом, в 2012 году. Там, безусловно, потребуется 6000 работников на этой нитке", – заглядывает в будущее Виталий Вильчек, исполнительный вице-президент ОАО "АвтоВАЗ" по производству и техническому развитию.
Программа оптимизации "АвтоВАЗа", по расчетам, принесёт 14 миллиардов рублей экономии только в этом году. Впрочем, без дополнительной господдержки, говорят на заводе, нам из долговой ямы всё-равно не выехать.