Вячеслав Духин рассказал, как освобождали "Фаину"

Моряки освобожденного пиратами судна "Фаина" выразили готовность всем экипажем возвращаться из Кении в Киев на самолете
Спецрейс в Киев должен вылететь уже вечером
Все формальности на этом были завершены - новый экипаж должен был вскоре подняться на судно
Время прихода "Фаины" переносили несколько раз
Есть мнение, что информация о планах вызволения судна могла попадать к пиратам через шпиона. Например, из коррумпированных членов кризисного штаба
Моряки освобожденного пиратами судна "Фаина" выразили готовность всем экипажем возвращаться из Кении в Киев на самолете
Ее скорость из-за поломки главного двигателя была всего три узла
Есть мнение, что информация о планах вызволения судна могла попадать к пиратам через шпиона. Например, из коррумпированных членов кризисного штаба
"Фаина" была захвачена сомалийскими пиратами 25 сентября 2008 года
Освободили, наконец, судно или нет, до сих пор точно не ясно
Последняя группа пиратов покинула "Фаину"  в 20:30 по московскому времени в четверг
Затем - много официальных речей, только в самом конце дают выступить исполняющему обязанности капитана
"Спасибо всем, кто принимал живейшее участие в нашем освобождении", - говорит Виктор Никольский
Есть мнение, что информация о планах вызволения судна могла попадать к пиратам через шпиона. Например, из коррумпированных членов кризисного штаба
Моряки освобожденного пиратами судна "Фаина" выразили готовность всем экипажем возвращаться из Кении в Киев на самолете
Спецрейс в Киев должен вылететь уже вечером
Все формальности на этом были завершены - новый экипаж должен был вскоре подняться на судно
Время прихода "Фаины" переносили несколько раз
Есть мнение, что информация о планах вызволения судна могла попадать к пиратам через шпиона. Например, из коррумпированных членов кризисного штаба
Моряки освобожденного пиратами судна "Фаина" выразили готовность всем экипажем возвращаться из Кении в Киев на самолете
Ее скорость из-за поломки главного двигателя была всего три узла
Есть мнение, что информация о планах вызволения судна могла попадать к пиратам через шпиона. Например, из коррумпированных членов кризисного штаба
"Фаина" была захвачена сомалийскими пиратами 25 сентября 2008 года
Освободили, наконец, судно или нет, до сих пор точно не ясно
Последняя группа пиратов покинула "Фаину"  в 20:30 по московскому времени в четверг
Затем - много официальных речей, только в самом конце дают выступить исполняющему обязанности капитана
"Спасибо всем, кто принимал живейшее участие в нашем освобождении", - говорит Виктор Никольский
Есть мнение, что информация о планах вызволения судна могла попадать к пиратам через шпиона. Например, из коррумпированных членов кризисного штаба
Собственный корреспондент "Вестей" в Брюсселе Вячеслав Духин вернулся из Момбасы, где его съемочная группа была в числе встречающих команду сухогруза "Фаина", освобожденную из пиратского плена. Он рассказал о своих впечатлениях и о том, что рассказал ему и.о. капитана Виктор Никольский без камеры.

Собственный корреспондент "Вестей" в Брюсселе Вячеслав Духин вернулся из Момбасы, где его съемочная группа была в числе встречающих команду сухогруза "Фаина", освобожденную из пиратского плена. Он рассказал о своих впечатлениях и о том, что рассказал ему и.о. капитана Виктор Никольский без камеры.

Страна…

- Вы как-то очень оперативно улетели в Кению.

- Потому что виза на въезд оказалась не нужна. Собрались за полтора часа, зато добирались почти сутки – через Цюрих, Найроби до Момбасы. Контраст получился сумасшедший. Только успели вернуться из Давоса – там холод, снег, – а тут 42 градуса жары, океан, краски совсем иные, невероятно красиво. Хамелеоны по дорожкам бегают. Обезьяны на деревьях.

- Как вас приняли? Проблемы с властями были?

- В принципе считается, что в Кении иностранным журналистам нужно получать особое разрешение в Найроби чуть ли не за десять дней до начала работы. У нас, конечно, никакого разрешения не было. Но был отличный местный проводник Сулейман. Мы его наняли как водителя вместе с машиной. По сути, он стал нашим продюсером. Помог договориться с руководством порта, в котором снимать вообще нельзя никогда, с интернет-провайдерами. Всюду у него находились знакомые, со всеми он обнимался, разговаривал. Вообще, я заметил, что кенийцев отличает чувство юмора. Похоже, это что-то вроде наследия английской колониальной эпохи. У кенийцев получилась упрощенная и весьма приятная версия английского юмора. Например, подхожу я в аэропорту к стойке регистрации с недопитым стаканчиком кофе в руках – девушка за стойкой спрашивает меня строго: "А где же мой кофе, сэр?"

- А провайдеры зачем понадобились?

- Материал в Москву перегонять. Первым делом мы выяснили, что в Момбасе нет местного телевидения вообще. Стали искать варианты перегона по Интернету. Оказалось, что и Интернет у них примерно как в 90-х в Москве. Скорости совсем маленькие. В итоге придумали разбивать сюжет на части и перегонять кусками с разных компьютеров. Хорошо, что мы приехали заранее – у нас сутки ушли на все эти поиски, переговоры и прочее. Но в итоге мы оказались единственными, кто смог пересылать видеоматериал прямо из Момбасы.

… и люди

- Как встречали "Фаину"?

- Долго встречали. Ожидалось, что судно прибудет в порт около 11 часов утра. А вышло так, что "Фаина" пришвартовалась только ближе к 16 часам. Украинская делегация была просто огромной: представители службы внешней разведки, службы безопасности, дипломаты, врачи, корреспонденты, экипаж, который должен был сменить команду "Фаины"… От Кении встречающими были министр обороны, его многочисленные коллеги и начальник порта. Трое русских дипломатов и русский врач.

Моряки с "Фаины" вышли к импровизированной трибуне, одетые как попало. Их усадили в кресла. Кто-то принес питье. Было заметно, что ребята очень измождены, хоть и держатся молодцом.

И тут начались бесконечные официальные речи. Начальство рассуждало о важности дружбы Украины и Кении, о необходимости борьбы с пиратством. Мне казалось, что моряки сейчас просто встанут и уйдут. Но они сидели, молчали и пили воду.

Под конец дали слово исполняющему обязанности капитана Виктору Никольскому. И тут он заговорил на хорошем английском. Кенийцы, конечно, обрадовались. Украинским корреспондентам было все равно – в любом случае в эфир-то на украинском пойдет. А я поначалу, честно сказать, опешил, и только когда Никольский собрался уходить с трибуны, крикнул: "Скажите что-нибудь на русском!" Он вернулся к трибуне и сказал еще несколько слов уже на русском. А полноценный синхрон с ним мы записали уже вечером.

- Это удача?

- Да нет. Просто человек он такой – очень вежливый и интеллигентный. Я с ним до этого по телефону разговаривал, когда они еще на "Фаине" были. Никольский всегда строил свою речь в очень тактичной и мягкой форме, притом что мои звонки были явно лишними в той непростой для него ситуации.

- А другие моряки что-нибудь говорили?

- Нет. Экипаж вообще отказался говорить на камеру. В принципе их можно понять. Вообще атмосфера была не очень приятная. Уже было известно, что команда намерена обратиться в суд за компенсацией. Накануне прихода судна в Момбасу представитель судовладельца Виктор Моренко мне сказал, что ни о какой компенсации речи быть не может, что моряки просто выполняли свою работу, а пиратский плен – просто досадная ситуация и не более: "Я вообще не понимаю, что случилось. Подумаешь, просидели там четыре месяца! У них же была еда, им привозили солярку. Наговаривали на полторы тысячи в день по спутниковому телефону. Будут спорить – вообще останутся без зарплаты".

С другой стороны, украинские политики пытаются превратить историю в политическую карту и разыграть ее в своих интересах, а украинская служба безопасности старается представить ее как успешную операцию по освобождению заложников. Хотя это явно не так, коль скоро был заплачен огромный выкуп. Скорее уж речь идет о провале, и гордиться тут явно нечем. Моряки говорили, как все это им противно, объясняя свое нежелание давать интервью. И только вечером, уже без всяких видеокамер, когда мы с Никольским ужинали, разговор пошел живее. И он рассказал про захват судна.

Капитан

Никольский вспоминал, как к борту "Фаины" подошло несколько пиратских лодок. Моряки попытались отогнать их, поливая водой из брандспойта (так отгоняют шлюпки "Гринписа"). В ответ пираты выстрелили вдоль борта судна из гранатомета, что с учетом груза "Фаины" было уже всерьез опасно.

Через два дня скончался капитан Владимир Колобков. Командование принял Никольский. Так начались четыре месяца плена.

Пираты не были профессиональными боевиками или наемниками – обыкновенные мужчины от 15 до 40 лет. Плохо стреляющие, физически неподготовленные. Но против безоружных и этого достаточно.

Все время плена экипаж старался наладить с ними контакт. Так, Никольский, делая зарядку, предложил однажды им присоединиться и попробовать себя в отжимании. Пираты попробовали, но безуспешно. "Капитан, как ты это делаешь?" – спрашивали они потом у Никольского. А ему, между прочим, 62 года. Для сомалийцев это невероятный возраст – там столько не живут, или умирая от болезней и голода, или погибая в боевых столкновениях. Одним словом, пираты Никольского зауважали. И даже стали приглашать к своей трапезе – козлятина с кускусом прямо на палубе.

Пират Саид стал считать себя другом Никольского. Сказал: "Когда тебя выкупят, я возьму твой номер телефона в России, буду звонить, а ты приезжай ко мне в гости". "И не убьешь?" – спросил Никольский. "Не убью", – говорит. "А если Мухаммед (так звали одного из главарей пиратов) прикажет?" – спросил Никольский. "И тогда не убью", – говорит. Тогда позвали самого Мухаммеда. Пираты долго препирались, будет Саид исполнять приказы или нет. И в какой-то момент Мухаммед вдруг заявил: "Никто вас убивать не будет. Ваши жизни для нас не главное. Главное – это судно, его груз и выкуп. А вам просто не повезло". "Тогда я понял, что мы вернемся домой", – вспоминал капитан Никольский.