Косовские албанцы отмечают годовщину события, которое серьезно подкосило все принципы международного права, – самоправозглашение независимости Косова от Сербии. Силы безопасности ЕС и ООН не зря объявили готовность номер один. Пока в столице края Приштине празднуют, в Митровице митингуют. Сербское меньшинство не признает правительство косоваров, а в Белграде по-прежнему надеются на Москву.
В разделенном крае Косово сегодня заседают два парламента. На севере, в Звечане, еще до всех выступлений звучит сербский гимн. Здесь – депутаты скупщины, которая представляет жителей сербских анклавов. Их в Косово – 120 тысяч, и они по-прежнему не подчиняются албанским властям в Приштине. Сюда же приехали и депутаты сербского парламента из Белграда.
"Сегодняшняя дата – дата провозглашения ложного государства Косово, – считает депутат парламента Сербии от Демократической партии Ненад Попович. – Очень важно сегодня показать, что Косово не стало независимым государством, что оно является неотъемлемой частью республики Сербии, и что Сербия никогда не признает вот это ложное провозглашение".
Между тем, в Приштине – праздник. Улицы украшены флагами независимого Косова, Албании и тех стран, которые первыми признали самопровозглашенную независимость. Еще накануне вечером здесь начали радоваться. На улицах сигналили и веселились ровно так же, как и год назад, когда парламент принял декларацию независимости. Сегодня в этом же парламенте премьер Хашим Тачи говорил о том, что для него желанней всего – международном признании Косова.
"Не надо акцентировать внимание на количестве стран, проголосовавших за нашу независимость, – подчеркивает Хашим Тачи. – Весь вопрос – в ценности этих голосов. Примеры других стран бывшей Югославии – Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины – показывают, насколько уникален путь Косова к независимости".
Но на признание Сербии вряд ли стоит рассчитывать. За год независимости в мире ее сторонников набралось всего 50 стран. Еще за это время появились символы – флаг, герб, гимн, конституция, несколько посольств. А недавно – даже подобие собственной армии – силы безопасности, их тренируют и вооружают страны НАТО.
Все так же строится американская база "Бондстил", приходит финансовая помощь из США и Евросоюза. В этих условиях упорство сербов на севере края власти в Приштине раздражает.
"Будущее Митровицы неразрывно связано с Косово, – убежден Хашим Тачи. – Там еще раздаются голоса экстремистов, но они не представляют сербское население, Сербы входят в структуры новой власти. Мы тоже со своей стороны постепенно формируем структуры управления на севере, и там не остается пространства для других нелегальных или экстремистских структур".
Ненад Попович добавляет: "Сербы в Косове живут в очень тяжелых условиях. Почти ежедневно их жизнь – под угрозой, их безопасности угрожают каждый день. Без постоянного вмешательства России решения по Косову не будет".
"Россия с нами" – этот плакат в центре Митровицы висит уже давно, а река все так же разделяет город: к югу от реки Ибар – праздник, к северу – обычный день. Митровица – конечно, кость в горле Хашима Тачи и албанских властей. На севере Косова, населенном сербами, почти не осталось сил КФОР. Новая европейская миссия EULEX – здесь тоже нежеланные гости. Отправлять сюда косовскую полицию, состоящую из албанцев, нечего даже и думать.
Героическое упорство горстки людей, которые здесь живут и при этом даже из Белграда не всегда получают поддержку, – это, пожалуй, самый яркий символ того, что не так уж важно, сколько стран Косово признало или не признало. Не признали они. Те, кто живут здесь, намерены оставаться здесь дальше.