12 июня в Иране – президентские выборы. Накануне в стране запрещена любая агитация. Правда, соблюдается "день тишины" весьма условно. Повсюду – демонстрации за кандидатов, а самая обсуждаемая новость – скандальное обращение к нации одного из претендентов – Махмуда Ахмадинежада.
Тегеран, первые часы "дня тишины": на улицы высыпало, кажется, в два раза больше народа, чем еще вчера. По идее, "день тишины" – время когда избиратель должен успокоиться и еще раз все взвесить. Но судя по собравшимся на этой площади, они уже все решили и успокаиваться не собираются.
Экипировка у сторонников Мирхусейна Муссави – главного конкурента действующего президента – все разнообразнее. Неоновые жезлы в руках и даже особые "акссесуары" на головах женщин-мусульманок. Они же не стесняются лезть через колючую проволоку на крышу, чтобы получше все разглядеть. "Я против Нежада, я против трудной жизни, я против вот этого", – говорит одна из женщин, показывая на хиджаб.
Нежад – радикальный консерватор. Он противник реформ внутри страны и проводник жесткого антизападного курса во внешней политике, что во многом изолирует Иран. Муссави обещает больше прав для женщин, оттепель в отношениях с миром (с оговоркой, что и для него развитие ядерных технологий – приоритет). Будучи премьером в условиях ирано-иракской войны, он выстроил успешную экономику. Вот и сейчас обещает резко снизить рекордную инфляцию и безработицу.
Ахмадинежад держит удар. За считанные часы до полуночи, то есть начала "дня тишины", успевает обратиться к нации: "Все три моих конкурента говорят, что я лгу. Что наша ядерная или ракетная программа – ложь. Что наши достижения в науке – ложь. Мои соперники используют против меня методы нацистской пропаганды, старые методы Геббельса".
Но вот технологии у оппозиции новые, с этим точно не поспоришь. "Интернет, СМС-рассылка, блоги – у нас все идет в ход", – признает представитель избирательного штаба Мусави. Интернет-кафе – полтора доллара в час. Недешево, но борьба стоит того. "Если фото окрашено в зеленый- за Мусави, если национальный флаг – за Ахмадинежада", – поясняет виртуальную пиар-реальность продвинутый избиратель.
Цитадель оппозиции – предвыборный штаб Мусави. Прямо на крыше оборудовали молельную комнату. Просят своему кандидату помощи всевышнего. Агитационного материала – в избытке, но на улицы его развешивать уже запрещено.
Избиратель к участку не привязан: можно голосовать в университетах, школах, а также мечетях. Женские и мужские комнаты, как и положено, в разных частях здания. "Человек приходит, мы считываем штрих-код с его персонального удостоверения, затем он показывает паспорт, мы ставим штамп. И только тогда выдаем бюллетень", – объясняют в избирательной комиссии.
Опросы называют победителем то Ахмадинежада, то Муссави. И, возможно, это не ошибка. Как показывает история, иранцы выбирают сердцем. И в самый последний момент.
11 июня 2009
20:20
Иран предвыборный: мультимедиа против административного ресурса
12 июня в Иране – президентские выборы. Накануне в стране запрещена любая агитация. Правда, соблюдается "день тишины" весьма условно. Повсюду – демонстрации за кандидатов, а самая обсуждаемая новость – скандальное обращение к нации одного из претендентов – Махмуда Ахмадинежада.