Аэробус А310 200/300 (Airbus A310 200/300) – один из самых небольших (наряду с "Боингом" 767-200) широкофюзеляжных самолётов в мире. Обозначение по коду ICAO (International Civil Aviation Organization, Международной организации гражданской авиации): А310.
Предлагается авиакомпаниям в двух модификациях:
Аэробус 310-200 (Airbus A310-200) и Аэробус 310-300 (Airbus A310-300).
Производитель: Airbus S.A.S.
Категория: гражданский, пассажирский, дальнемагистральный.
Первый полет Airbus A310-200 – 3 апреля 1982 года.
Первый полет Airbus A310-300 – 8 июля 1985 года.
Поставки лайнера А310-200 авиакомпаниям начались с 1983 года (к середине 1997 года было заказано 260 лайнеров, поставлено – 257).
Cамолёт А310-300 получил право на эксплуатацию в российских авиакомпаниях после сертификации "Авиарегистром" РФ (октябрь 1991).
История создания А310-200 (Аirbus A310-200)
С 1978 года компанией Airbus Industrie А310 разрабатывался под маркой A300B10, как укороченная модификация серии A300. Фюзеляж лайнера стал короче на 7,5 метров. Число пассажирских мест в кабине двух классов сократилось до 200-230 (максимально – 280). В 1986 году были разработаны новые крылья и внесены изменения, направленные на повышение топливной эффективности. На основе пассажирской версии самолета был разработан грузопассажирский вариант A310-200С.
Лётно-технические характеристики самолёта А310-200:
Двигатели: изначально два двигателя Pratt & Whitney JT9D-7R4D1 или General Electric CF6-80A3. Нынешние поставки осуществляются с двигателями CF6-80C2A2, CF6-80C2A8, PW-4152s, или PW-4156.
Размеры: Размах крыла: 43.90 м.
Длина самолета: 46.66 м.
Высота самолета: 15.80 м.
Площадь крыла: 219.00 м2.
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 28.00.
Диаметр фюзеляжа: 5.64.
Крейсерская скорость: 897 км/ч.
Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива): 6800 км.
Количество пассажиров бизнес-класса: 14.
Количество пассажиров эконом-класса: 241.
История создания А310-300 (Аirbus A310-300)
В 1982-83 г. Airbus Industrie на основе А310-200 начал разработку варианта самолета A310-300 для эксплуатации на маршрутах большой протяженности. Основное отличие самолета А310-300 в наличии дополнительного топливного бака (ёмкость 6100 литров) в хвостовом оперении с возможностью перекачки топлива для оптимальной балансировки самолета в полете. Крылья были модифицированы: на концах установили небольшие стреловидные аэродинамические поверхности (шайбы).
Авиакомпания "Исландфлюг" первой в мире начала эксплуатацию самолета А310-300, переоборудованного в грузовой вариант (ноябрь 2001).
Лётно-технические характеристики самолёта А310-300:
Двигатели: 2 двигателя Pratt & Whitney PW4156 (2х25420 кгс) или General Electric CF6-80C2A8
Размеры: Размах крыла: 43.00 м.
Длина самолета: 46.00 м.
Высота самолета: 15.00 м.
Площадь крыла: 219.00 м2.
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 28.00
Диаметр фюзеляжа: 5.64
Крейсерская скорость: 895 км/ч.
Дальность полета с максимальным запасом топлива: 9580 км.
Эксплуатационный потолок: 11300 м.
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря): 2290 м.
Количество пассажиров бизнес-класса: 12.
Количество пассажиров эконом-класса: 191.
История катастроф А-310
За 26 лет с самолётами этой модели случилось восемь катастроф (две в России).
Первое крушение А-310 произошло 31 июля 1992 года около столицы Непала города Катманду. Самолёт сбился с курса из-за непонимания, возникшего между диспетчерами и экипажем. В результате погибли 113 человек.
23 марта 1994 года произошла катастрофа вблизи города Междуреченска (Кемеровская область, Россия). Экспертиза установила, что причиной аварии стало нарушение правил безопасности полёта: командир корабля посадил за штурвал своего сына, который отключил режим автопилотирования. Жертвами стали 75 человек.
Отключение автопилота стало причиной авиакатастрофы, которая произошла 31 марта 1995 года вблизи румынского города Балотешти. Число жертв: 60 человек.
11 декабря 1998 года в Таиланде при заходе на посадку в штормовую погоду произошло крушение лайнера А-310. Из 146 человек (включая экипаж), погиб 101.
30 января 2000 года вблизи Абиджана (Кот-д’Ивуар) вскоре после взлёта из-за ошибки экипажа упал в море лайнер А-310. 169 человек из 179 погибли.
12 июля 2000 года вблизи австрийского Швехата у аэробуса 310 заклинили шасси, и он совершил аварийную посадку в поле. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.
9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска аэробус А-310 авиакомпании "S-7"("Сибирь"), выполнявший рейс Москва-Иркутск, при посадке выехал за пределы полосы и врезался в одно их служебных зданий. В результате столкновения фюзеляж аэробуса разрушился, в салоне возник пожар. Из 204 человек (включая экипаж и трёх пассажиров, не прошедших регистрацию) погибли 125.
10 июня 2008 года в аэропорту города Хартум (Судан) разбился и сгорел при посадке А-310. Из 214 пассажиров и членов экипажа погибли 30.
30 июня 2009 года самолёт А-310 Йеменской авиакомпании (Yemenia Air) совершая посадку в аэропорт города Морони (Коморские острова), рухнул в Индийский океан. На борту лайнера находились 153 человека (142 пассажира и 11 членов экипажа). В катастрофе выжил один ребёнок.
Официальный сайт компании Airbus S.A.S: www.airbus.com