Член Общественной палаты России, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод прокомментировал в интервью "Вестям" ситуацию вокруг закрытия Черкизовского рынка и рассказал, что ждет теперь людей, работавших на нем.
- Александр Семенович, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Итак, каковы основные требования тех людей? и чем им сейчас могут помочь власти и правозащитники?
- На прошлой неделе Федерация мигрантов обратилась в Общественную палату с просьбой разобраться в этой ситуации. Мы направили письмо в Федеральную миграционную службу. Вчера я выезжал, встречался с многочисленными торговцами, с работниками префектуры Восточного округа. Пытались разобраться в ситуации. Я считаю, безусловно, на Черкизовском рынке были зафиксированы грубые нарушения. С другой стороны у нас, как у членов Общественной палаты, возникает вопрос - почему в течение многих лет об этих нарушениях не говорили и их не фиксировали. Тем не менее, рынок закрыт. Но сделано, на наш взгляд, это было очень топорно, без учета так называемого "человеческого фактора". Нужно было заранее предупредить людей, дать им время вывезти свой товар и, естественно, обеспечить торговлю местами. Сейчас создается ситуация нервозности. Люди - в положении отчаяния, тревоги. И, на наш взгляд, представители префектуры не очень активно и внятно объясняют людям, что с ними будет дальше. Мы посетили вчера рынок "Садовод", другие московские рынки. Где-то люди нашли торговые места, хотя арендная плата их выросла в три раза, что, безусловно, повлекло за собой и удорожание товара. А на некоторых рынках торговые места только создаются, и когда они будут введены в строй - непонятно. В связи с этой неопределенной ситуацией мы завтра в Общественной палате созываем рабочее совещание, приглашаем представителей правительства Москвы, Федеральной миграционной службы, ГУВД, прокуратуры города - для того, чтобы разъяснить людям, что делать дальше. Безусловно, те, кто имеет разрешительную документацию, легальный статус, должны без ограничений вывезти свой товар и продолжать работу. Конечно, если нет документов, подтверждающих качество товара, его происхождение, если нет разрешительной документации, безусловно, закон суров, необходимо с этим считаться, и торговля должна быть прекращена.
- На Черкизовском рынке действительно нарушался закон, этот факт уже сейчас не подлежит сомнению. Но очень многие были выгнаны с этого рынка, и их права нарушены. Возможно, они торговали без каких-либо нарушений. Много ли этих людей, и как им сейчас быть?
- Совместно с Федерацией мигрантов мы пытаемся установить точную численность таких людей. Хочу сказать, что среди торговцев - не только мигранты, есть и граждане России, а есть мигранты, которые имеют всю необходимую разрешительную документацию. Они живут сейчас в сложных условиях, непонятно, как питаются. Кстати, Федерация мигрантов пыталась разместить полевую походную кухню и обеспечить этих людей питанием. К сожалению, эта кухня была закрыта. И мы не учитываем интересы людей, конституционные права на собственность, на труд. В конце концов, страдают и права потребителей, потому что у рынка был свой круг покупателей, не только из Москвы, но и из регионов. В результате люди не знают, где купить недорогие товары. Цены этих товаров на других рынках, естественно, возрастают. Поэтому Общественная палата, прежде всего, учитывает интересы прав человека и хочет максимально разрядить ситуацию, успокоить ее, потому что начинаются волнения на других рынках. Должен сказать, что и радикальные националистические организации сейчас на своих сайтах вызывают неприязнь к мигрантам, к торговцам. Нужно избежать любых конфликтов и противоречий.
- Вот вы сказали, что продавцы с Черкизовского нашли места на других рынках. А продавцы тех рынков утверждают, что эти места у них отобрали просто напросто. Вам такие факты известны?
- Да, известны. Известно, что очень враждебно воспринимают торговцы на других рынках пришельцев, возникают конфликтные ситуации. Я думаю, что мы будем посещать эти рынки, разговаривать с хозяевами этих рынков для того, чтобы максимально ситуацию урегулировать.
- Почему сейчас продавцы не могут вывезти свой товар с Черкизовского рынка, по каким причинам?
- Потому что с ними очень плохо работает префектура. Создан оперативный штаб. Но, на мой взгляд, не все знают, где он находится, где можно получить соответствующую информацию. И потом есть товар, необеспеченный необходимыми документами. Конечно, здесь должны более эффективно, оперативно работать контролирующие органы, рассматривать документы на этот товар, всю необходимую документацию и разрешать эти вопросы. И так уже прошло три недели, упущен уже очень большой срок, и каждый день порождает новые конфликты и новую напряженность.
- А какая судьба ожидает тех иностранцев, которые нелегально трудились на рынке? Понятно, что им не предоставят новые рабочие места. Что будет с ними?
- Ну, здесь есть закон. Если нет необходимой документации, легализации, то, конечно, эти люди должны покинуть страну. Но я думаю, что люди в своих интересах для того, чтобы продолжать свой бизнес, должны позаботиться о документации заблаговременно.
- Сейчас они должны позаботиться, в перовую очередь, о хлебе насущном. Им сейчас не на что жить, они остались без жилья, без работы. Вы встречались с этими людьми? Какие настроения в этой среде? И на ваш взгляд - нет ли опасности, что они пойдут на нарушение закона?
- Такая опасность есть. Возможна и криминализация этих слоев, возможны и протестные акции. Уже известно, что эти люди пытались перекрыть трассы, пытались устраивать пикеты. И, кстати, я знаю, что вчера они достаточно жестко, жестоко были разогнаны ОМОНом. Конечно, нельзя допускать обострения ситуации. И Федерации мигрантов, и всем правозащитным организациям, которые занимаются поддержкой прав мигрантов, нужно обеспечить все необходимые условия, чтобы кормить этих людей и помогать им пережить вот эти смутные дни, дабы избежать любых конфликтов.
- По вашим данным Черкизовский сохранить за собой статус рынка? Ведь уже накануне из уст руководителей Москвы звучали заявления о том, что на месте Черкизовского построят муниципальное жилье. Я думаю, что и такие заявления тоже нервозности добавляют.
- Опять же нет определенности. Звучат разные точки зрения. То здесь будет жилье, то здесь будет аквапарк. Я думаю, правительство Москвы должно очень быстро определиться, что же будет все-таки на этой территории. Мы надеемся, что завтра в ходе этого рабочего заседания Общественной палаты представители правительства Москвы все-таки скажут о том, что будет на этом рынке дальше.
- Вы сказали, что завтра на заседании Общественной палаты вы разработаете рекомендации уволенным с Черкизовского рынка продавцам. Что это за рекомендации, что вы скажите людям, когда снова с ними встретитесь?
- Я думаю, это будут рекомендации - как и для торговцев, так и для властей, потому что аналогичные ситуации могут возникать и в других российских регионах. Безусловно, должны очень четко работать контролирующие органы. Не должно быть никаких фактов коррупции, злоупотреблений, должен быть четкий контроль за товаром, а соблюдением необходимой документации, которая обеспечивает трудовые отношения людей. Это будут рекомендации и для таможенной службы, которая, в общем-то, просмотрела вопросы, допустила проникновение на этот рынок контрабандного, контрафактного товара. И, прежде всего, это будут рекомендации для государственных служащих относительно совершенствования нашей миграционной политики, потому что по-прежнему она, на мой взгляд, хаотичная. Мы то увеличиваем квоты, то снижаем их, то говорим о необходимости привлечения мигрантов, то появляются какие-то провокационные слухи, что мигранты криминализированы и несут с собой инфекционные болезни и прочее зло. Нужно определяться. Я считаю, что миграционная политика должна быть внятной, прозрачной и учитывающей интересы страны.
- Спасибо, Александр Семенович за ваш комментарий.
О быте Черкизовского рынка и о его хозяине Тельмане Исмаилове телеканал "Россия" показал фильм-расследование Аркадия Мамонтова "Черкизон" .