Петербургский форум: мировой финансовой архитектуре необходимы реформы

Три четверти участников заседания "Посткризисная финансовая архитектура" Петербургского форума убеждены в необходимости реформы мировой финансовой архитектуры после окончания кризиса. С докладом на заседании выступил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Три четверти участников Петербургского международного экономического форума убеждены в необходимости реформы мировой финансовой архитектуры после окончания глобального экономического кризиса. Таковы данные электронного блиц-опроса участников пленарного заседания "Посткризисная финансовая архитектура" Петербургского форума. Прямую трансляцию заседания вел канал "Вести" и сайт Вести.Ru.

75% сидящих в зале ведущих мировых экспертов-финансистов проголосовали за то, что, по их мнению, после окончания кризиса мировая финансовая архитектура не останется прежней, а 25% считает, что ничего здесь не изменится.

Комментируя итоги голосования вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин отметил, что "это вполне закономерный ответ, поскольку каждый из присутствующих в зале испытывает кризис на себе – это касается как бизнеса, так и правительств".

"Показательным" назвала итоги голосования член правления Европейского центрального банка Гертруда Тампель-Гугерелл, отметив, что "необходима общественная поддержка для предстоящих реформ".

Алексей Кудрин выступил в рамках пленарного заседания с докладом. Он предложил создать подлинно интернациональные структуры управления процессами глобализации, не проникнутые национальными эгоизмами.

По словам вице-премьера, "мы переживаем самый глубокий кризис за послевоенное, а может быть, и с периода Великой депрессии историю и этот кризис особенный, он конечно, не похож на другие, поскольку он связан с ростом глобализации". Причем, этот процесс, напомнил Кудрин, дал мощный импульс развитию многих стран и регионов. "Главные причины такого высокого роста и подъема целых регионов мира стала глобализация и, в первую очередь, потоки капитала, которые двинулись с одной стороны, из развитых стран в развивающиеся как прямые иностранные инвестиции, и многие страны, получив эти прямые иностранные инвестиции, вышли на высокие темпы роста".

С другой стороны, продолжал он, "эти потоки капитала начинают создавать и серьезные дисбалансы. И накапливание ресурсов в случае положительного торгового баланса, в таких странах как Китай, или с высокими ценами на нефть арабские страны, Россия, создавали крупные ресурсы, которые в то же время обратно направлялись в развитые страны. Но теперь уже не в виде прямых инвестиций". В результате, отметил Кудрин, "такие страны как США, Великобритания, другие, по сути, использовали эти ресурсы на потребление, а сбережения в этих странах стало практически нулевым, дисбалансы накапливались и сейчас мы переживаем кризис не только коррекции, связанные с перепроизводством или чрезмерной ликвидностью, которую направляла федеральная резервная система в начале 2000-х, когда пыталась смягчить последствия рецессии".

Российский вице-премьер предложил участникам дискуссии "увидеть более глубинные причины в этом кризисе – это кризис глобализации, но кризис позитивный – он требует от нас выработки новых институтов, которые регулируют глобализацию". Назвав это "главным вызовом нашего времени", Кудрин предложил коллегам "ответить на вопрос, что это будут за институты". При этом начинать надо с "представляющих наибольшую проблему развивающихся рынков". "Именно они, – пояснил вице-премьер, – потеряли самый большой объем капитала. И по данным Мирового банка, если в 2007 году приток на развивающиеся рынки составил 618 миллиардов долларов, то в 2009 году ожидается отток 190 миллиардов долларов. Еще один дисбаланс, что дефицит текущего счета в США в прошлом году составил 600 миллиардов, в то время как профицит интегрального внешнего счета развивающихся рынков – 900 миллиардов".

По оценке докладчика, "мы уперлись в рамки возможностей и емкостей рынков, причем пока эти дисбалансы не устранены и механизмы, в том числе кризиса усиливают эти дисбалансы". Вчера, напомнил Кудрин, он говорил на встрече по протекционизму о том, что "регулирование мировой торговли путем только тарифов или нетарифных мер, сегодня уже недостаточно. Курсы валют могут существенно изменить конкурентоспособность в торговле. И сегодня нельзя из регулирования торговли выкидывать как раз или отдельно регулировать курсы". А так получилось, добавил глава Минфина РФ, "что это регулируют разные институты, и когда возникают такие дисбалансы в странах или в платежных балансах, возникают и другие курсы, и соответственно возникают другие торговые потоки". Поэтому он предлагает "регулировать не только отдельные рынки, а искать интегральные инструменты, которые смогут обеспечить стабильность рынков, стабильность мировой экономики".

Конечно, те решения, которые вырабатывает "двадцатка", – продолжал он, "призваны отвечать на эти вопросы и конечно, это прежде всего реформирование системы надзора над мировыми финансами и создание эффективной системы раннего предупреждения кризисов. Координация макроэкономической политики между большой группой развитых и развивающихся стран. Создание международной системы финансового регулирования, которое бы выходило за рамки национальных государств". "Главный спор в рамках "двадцатки" – насколько жестко будет это регулирование, или это будут некие рекомендации, которые кто-то будет исполнять, кто-то нет",- резюмировал он.

"Я не предполагаю, что в ближайшее время возникнут новые крупные валютные союзы. Думаю, что самый короткий путь, если Китай либерализует свою экономику и пожелает обеспечить конвертируемость юаня",- сказал он. "Я думаю, на это может уйти лет десять, но после этого эта валюта станет вполне востребованной, и это самый короткий путь к созданию новой мировой резервной валюты",- уточнил Кудрин.

Посетовав на то, что Россия зависит от эгоистических действий крупных резервных систем, Кудрин отметил: "Как только возникнут признаки инфляции, то ликвидность будет убираться с мирового рынка и наши развивающиеся рынки снова потеряют часть капитала, это значит, что мы зависим все время от национальных, вполне эгоистичных действий крупных резервных систем".

Подвергнув критике монетарную политику США, по его словам, "допускающую серьезные дисбалансы" в интересах борьбы с безработицей и другими внутренними причинами в ущерб стабильности зарубежных финансовых рынков, Кудрин похвалил "более жесткий" курс Европейского центробанка, работу которого, по его мнению, осложняют структурные различия между членами ЕС.

По его словам, "то же самое происходит и внутри СНГ, мы очень различны, нам нужно очень синхронизировать законодательство, методы экономической политики, что мы видим происходит в Евросоюзе, это как один из опытов. Но даже там существуют свои трения".

"Поэтому, я не предполагаю, что в ближайшее время возникнут новые крупные валютные союзы",- сказал вице-премьер. "Я думаю, что самый короткий путь, если Китай либерализует свою экономику и пожелает обеспечить конвертируемость юаня. Я думаю, на это может уйти лет десять, но после этого эта валюта станет вполне востребованной, и это самый короткий путь к созданию новой мировой резервной валюты". По "ощущениям" Кудрина "Китай над этим задумывается".

Одним крупных препятствий на пути к гармонизации работы мирового финансового механизма, отмечает Кудрин, остается "чрезмерный дефицит бюджета США, что является и причиной недоверия к доллару". Хотя, напомнил он, "правительство США ставит перед собой задачу сократить его до 6% к 2011 году, думаю, что это будет сверхтяжелой задачей, потому что она упирается в политические реалии, в требования электората". "Это реалии любого правительства любого государства",- смягчил он критику, предложив "искать решения в рамках коллективных решений, и мы в "двадцатке" готовы, чтобы это были ведущие институты, как МВФ, Совет по финансовой стабильности и другие".

"Но тогда,- продолжил он, – нужно сделать МВФ по-настоящему представителем ведущих экономик мира. Сейчас этого нет. Сейчас доля голосов США 15%, Китай имеет меньше, чем некоторые европейские страны, Швейцария или Бельгия. Поэтому мы должны по- настоящему, смело поставить вопрос создания из МВФ реального представителя ведущих экономик. И силы должны распределяться пропорционально силам этих экономик и их роли в мировой экономике".

"Сейчас это обсуждается, мы поставили цель к январю 2011 года договориться об этом. Но мы видим много уже проволочек или подножек на этом пути, которые ставятся. Поэтому это будет не так просто",- полагает Кудрин.

На реплику модератора об отсутствии "особенного оптимизма" в этих оценках перспектив новой финансовой архитектуры, Кудрин не согласился. "Нет, я как раз считаю, что пути понятны. Я упомянул Евросоюз, и я вижу, что мы должны выработать меры макроэкономического регулирования и с точки зрения параметров, которые должны держать ведущие страны, включая США в обязательном порядке. Это пока США не готовы к этому",- разъяснил он. "Но мы видим, что по этому пути придется идти. И мы все равно в это упремся, включая создание из МВФ нового института, нового по принципу регулирования".

Одновременно с экономическим форумом в Санкт-Петербурге пройдет Зерновой форум. 6 июня в эфире "Вестей" и Вестей.ru – прямые трансляции торжественного открытия Зернового форума и выступления на нем президента Дмитрия Медведева (15:15 – 17:00). В воскресенье, 7 июня, запланированы трансляции двух конференций форума: "Зерновое производство и обеспечение продовольственной безопасности в средне- и долгосрочной перспективе" (после 10 часов утра) и "Финансирование программ развития зернового производства и мировой торговли зерном" (после 14:30).