В России впервые в истории закрыли интернет-сайт с пиратским видео. Задержаны несколько сотрудников сайта "Интерфильм", где пользователям предлагали бесплатно скачать нелицензионные записи киноновинок. В МВД сообщили, что ресурс имел прочные деловые связи с западными пиратскими организациями, что позволяло достаточно быстро пополнять ассортимент. Сами фильмы, как правило, переснимались в кинотеатрах, а затем озвучивались пиратскими актерами и выкладывались в сеть. Имена задержанных не разглашаются, но сегодня же появились сообщения об аресте сотрудников милиции, которые причастны к нарушению авторских прав.
Это не просто видеопиратство, а почти кинокомпания. Один из крупнейших ресурсов в Интернете - даже не по объему фильмотеки, а по масштабам производства. Если рядовые пираты просто копируют чужое кино и выбрасывают его в сеть, то здесь открыли целую студию. Получали у западных партнеров записи блокбастеров и сами же озвучивали их. Основной поток пиратского видео в России появлялся именно здесь.
"Выкладывались новинки фильмов, как правило, дорелизные. Соответственно, тем самым нарушались авторские права. Количество "скачек" просто фантастическое: по каждому фильму - десятки тысяч. Сервер располагался в Голландии. Эти новинки выкладывались на этом сайте, а потом уже с этого сайта копировали иные пиратские сайты и таким же образом распространяли. Обыватели, которые пользовались информацией, говорили, что если нет на "Интерфильме", значит, нет нигде", - рассказывает замдиректора Российской антипиратской организации Виктор Злотя.
Бизнес, насколько известно, оказался семейным. Муж и жена, стоявшие во главе "Интерфильма", задержаны. Кроме них - еще несколько человек. Имена не разглашают, но параллельно с этой историей появилась информация об аресте двух сотрудников милиции из Бюро специальных и технических мероприятий. Они выкладывали в Интернет копии фильмов. Пока неясно, были ли они связаны с "Интерфильмом", но очевидно, что МВД открыло сезон охоты на видеопиратов, укрывшихся в Мировой паутине.
Любопытно, что кроме среды обитания, ничего принципиально в этом бизнесе не изменилось. Вначале были кассеты, потом диски, сейчас файлы, но схема работы осталась прежней: снимают все также в западных кинотеатрах и озвучивают. "Способы быстрейшего получения фильмов - запись в кинотеатрах или определенные контакты со студией, где, скажем, делается перевод, откуда копии приходят в Россию, в кинотеатры, когда можно не примитивным пиратским образом с камерой в зале снимать, а более качественно, имея доступ к оригиналам, которые только пришли в кинотеатр", - объясняет президент компании "Интернет и право" Антон Серго.
Зачем идти в кино и смотреть очередного "Терминатора", когда он уже выложен в Сеть? Качество ужасное, как в старых пиратских записях, еще на видеокассетах. Темная картинка, шипящий звук - это довольно частое явления для подобного продукта, но люди смотрят. С российскими фильмами - еще проще, переозвучивать не надо.
Одна из недавних премьер, "Тарас Бульба", - здесь же на сайте "Интерфильма", который, несмотря на арест руководства, еще доступен. Есть разные версии российского фильма - похуже, получше; скачаны десятки тысяч раз. Тут же даже пиратская рецензия с большим количеством критики, но признанием, что в итоге кино очень понравилось.
Кроме "Интерфильма", озвучкой кино занимаются многие подпольные студии. Еще одна известная группа именуется "Электричка". Довольно закрытое сообщество, не афишируют себя лишний раз, но и не стесняются представляться, когда озвученное ими кино выкладывают в Интернет. Рядом с файлом обязательно пометка с гордой надписью "релиз" и собственный логотип. Кстати в Российской антипиратской организации о существовании этой студии тоже знают, признается нам Виктор Злотя: "Да, есть такая группа "Электричка". Она относительно недавно работала на "Интерфильме". Сейчас она перешла на другой сайт. Безусловно, работа в отношении этого домена также ведется".
Разные студии даже соперничают друг с другом, кто лучше озвучит фильм. Их творения тут же подхватывают остальные пираты, разбрасывая копии по всему виртуальному пространству. Таких сайтов за последние годы расплодилось огромное количество. Найти их в принципе несложно: живут в основном на доходы от рекламы, поясняет Антон Серго: "Отследить их не так сложно, потому что они, как правило, участвуют в рейтингах посещаемости, собственно говоря, зарабатывают на аудитории, которая к ним ходит. Соответственно, свою популярность они просто конвертируют в деньги от рекламы. Что касается предъявления им претензий, то в общем-то на сегодняшний день это тоже не так уж сложно, поскольку пиратский контент у них хранится, а это является нарушением авторских прав как по гражданскому, так и по уголовному законодательству".
"Размножителей" аудиозаписей, прежде всего музыкальных, уже прижали несколько лет назад. Многие поспешили оформить авторские права. Одним из последних громких дел стала история известного сайта Allofmp3. Гендиректора управляющей компании Дениса Квасова даже арестовали, а оперативники провели так называемое контрольное скачивание, чтобы подтвердить, что пиратская запись находится в свободном доступе. Позднее, правда, директора выпустили (слишком плохо были собраны доказательства, а закон позволял избежать уголовного преследования), но вслед за этим многие музыкальные ресурсы поспешили оформить свои правоотношения. Да и законы с тех пор ужесточились. Теперь уйти от ответственности будет сложнее. Территорию видеопиратов обещают подвергнуть серьезной зачистке. А с исчезновением "Интерфильма" поток нелегального видео в Рунете должен существенно сократиться. По крайней мере, новинки проката найти будет труднее.