Тема:

Финансовый кризис в мире 1 год назад

США создадут к лету "новую General Motors"

Объем списаний и убытков, которые понесли во всем мире финансовые компании, перевалил за триллион долларов
Ведущая автомобилестроительная компания США General Motors, являвшаяся на протяжении 77 лет крупнейшим производителем автомобилей в мире, в понедельник обратится в суд с исковым заявлением о добровольном банкротстве. В результате банкротства GM перейдет под госконтроль и сможет сократить долги.

Ведущая автомобилестроительная компания США General Motors (GM), являвшаяся на протяжении 77 лет крупнейшим производителем автомобилей в мире, в понедельник обратится в суд с исковым заявлением о добровольном банкротстве.

В результате банкротства GM перейдет под временный контроль государства и сможет сократить долги. Банкротство GM будет беспрецедентной по размерам реорганизацией для компании промышленного сектора. "Сегодняшний день станет для компании историческим. Он ознаменует конец старой General Motors и начало новой", – говорится в сообщении Белого дома, опубликованном в воскресенье вечером.

Как ожидается, иск о банкротстве автоконцерна будет подан до открытия американских рынков – в 16:00 по московскому времени в понедельник в Южном судебном округе Нью-Йорка, на Манхэттене. Затем последуют выступление президента США Барака Обамы и пресс-конференция гендиректора GM Фредерика Хендерсона. General Motors закроет 11 заводов и приостановит выпуск продукции еще на 3 предприятиях, пишет в понедельник газета Financial Times.

Власти США назвали этот шаг "коллективным самопожертвованием", необходимым для спасения компании. Ежедневно с конвейера сходят более 20 тысяч автомобилей под различными брендами GM. Автопроизводитель предоставляет работу 230 тысячам человек по всему миру. Компания оплачивает пенсию и медицинскую страховку более чем 1 миллиону американцев.

General Motors, как ожидается, объявит о том, что, по итогам банкротства, планирует избавиться от большей части долга, четырех из восьми своих брендов, а также "лишних" заводов и дилеров. Новая компания сможет "выйти в ноль", продавая 10 миллионов автомобилей в год, в то время как нынешняя GM несет убытки при продажах 16 миллионов машин.

"Банкротство GM очень позитивно для автомобильной промышленности. Компания вернется как приемлемый конкурент, – говорит управляющий директор инвестиционной компании Westwood Capital Llc Лен Блум. – Все, что сдерживало GM: трудовые договоры и отношения с кредиторами и франшизами – все это будет подчищено в ходе банкротства".

Риски реорганизации все заинтересованные стороны – и сама GM, и правительство, которое станет ее мажоритарным акционером, кредиторы и дилеры компании, профсоюзы и налогоплательщики – рассчитывают на то, что банкротство принесет необходимые результаты. Однако масштабы процесса увеличивают количество рисков, с которыми компания столкнется в ходе реструктуризации, начиная от юридических аспектов до неопределенности спроса на автомобили обновленной General Motors. Получая акции GM, правительство вступает на неизведанную и, вероятно, зыбкую почву, пишет The Wall Street Journal.

Даже если серьезных политических осложнений удастся избежать, администрация США столкнется с рядом срочных задач. Необходимо будет закрыть заводы и ликвидировать или продать бренды Pontiac, Saturn, Saab и Hummer. Судебное разбирательство в отношении этих активов, которые в совокупности называют "старой GM", может занять годы и потребовать вливаний миллиардов долларов из госбюджета.

Правительство США является в этой ситуации "вынужденным собственником" и сделает все возможное для защиты интересов налогоплательщиков без прямого участия в управлении компанией. Власти США вновь подчеркнули в воскресенье, что не намерены вмешиваться в повседневное управление компанией, государство сыграет роль обыкновенного акционера и продаст акции GM, как только это станет возможным. "Мы не стремились заполучить эти акции, мы не желаем их удерживать", – заявил один из государственных чиновников.

Условия банкротства были обговорены и согласованы специальной правительственной комиссией во главе с основателем Quadrangle Group Стивеном Рэттнером. Комиссия потребовала уступок от всех сторон: и самой GM, и профсоюза работников автопрома, и держателей облигаций компании. "Итоговое соглашение является суровым, но справедливым", – отмечается в заявлении администрации США.

Один из руководителей комиссии, глава Национального экономического совета Лоренс Саммерс уверен, что реорганизация автопрома в США существенным образом отличается от ситуации в Мексике в 1994 году, азиатского экономического кризиса в конце 1990-х, а также поддержки финсектора в ходе текущего финансового кризиса. По его словам, General Motors и Chrysler являются "очевидными примерами несостоятельности", и в подобной ситуации кредиты не выведут автопром из кризиса.

Саммерс утверждает, что перед администрацией президента США Барака Обамы стоял нелегкий выбор: либо позволить "нерегулируемое банкротство, затраты на которое будут огромными", но которое, вероятно, вызовет меньше политических дискуссий, либо предпочесть "контролируемый процесс" с целью не только реорганизовать автомобильные концерны, но и избавить их от значительной части долгового бремени. Владение акциями компании без вмешательства в управление может оказаться сложным для правительства, но это наиболее целесообразное решение, полагает чиновник. "Грань очень тонкая, но мы думаем, что справимся", – заявил Саммерс.

Обама расскажет в понедельник о планах правительства в отношении GM и стратегии ее вывода из кризиса. Как ожидается, он вновь обратит внимание на вынужденность подобной меры и объявит о решимости правительства передать компанию частным инвесторам в течение ближайших 6-18 месяцев. Контролируемое банкротство, быстрое развитие банкротства Chrysler, которое, как ожидается, будет завершено в ближайшие дни, позволяют надеяться на скоростное решение проблем GM, хотя многие эксперты по-прежнему считают планируемый правительством 90-дневный срок излишне оптимистичным.

Новая GM получит новый кредит от государства в 30,1 миллиардов долларов. Но в дальнейшем Минфин не планирует предоставлять компании дополнительную помощь, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на заявление администрации. В результате обмена долгов на акции американское государство получит 60% в "новой GM", созданной в результате банкротства. Еще 12% будет у правительства Канады, которое предоставило компании 9,5 миллиардов долларов. США дали GM почти 20 миллиардов долларов, передает "Интерфакс".