Седьмое и последнее в этом году заседании Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России провел в пятницу Дмитрий Медведев. В этот раз члены комиссии собрались на совещание в штаб-квартире "Газпрома" в Москве. Место было выбрано не случайно – темой заседания стала роль государственных компаний и госкорпораций в деле инновационного развития экономики.
На предыдущем заседании комиссии президент сказал, что пригласит глав этих организаций отчитаться о том, как у них обстоят дела с инновациями. Ведь госсектор в России до сих пор составляет около 40 процентов ото всей экономики, поэтому не включать госструктуры в модернизационные процессы нельзя.
Тратить больше на НИОКР
Во вступительном слове Дмитрий Медведев напомнил о гигантском объеме инвестиционных программ госкомпаний – за год "госкапиталисты" тратят на развитие более двух триллионов рублей – это эквивалент примерно 70 млрд долларов США или пятой части расходов федерального бюджета России на 2010 год. И это почти вдвое больше, чем инвестирует ежегодно правительство через госбюджет.
Однако то, как эти деньги тратятся, вызывает вопросы – на инновации можно было бы выделять куда больше, чем сейчас (лишь около 2% от общей суммы затрат в рамках инвестпрограмм идут на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, НИОКР). "Конечно, нужно существенно увеличить такие расходы", – заявил глава государства и поручил присутствующим чиновникам, многие из которых входят в руководящие органы соответствующих госкомпаний, продвигать в них соответствующие решения.
"Расходы на инновации в России сейчас на порядок ниже, чем в других рыночных экономиках", – сказал Медведев, причем это касается не только госкомпаний, но и частного бизнеса. Для наглядности президент привел цифры инновационных вложений крупнейших мировых и российских производителей углеводородов в расчете на тонну произведенного условного топлива. "Какие коэффициенты получаются? В Shell, например, это 5,67; в ЕxxonMobil – 3,02; в "Газпроме" – 0,29; в "Сургутнефтегазе" – 0,39; в "Татнефти" – 0,72; в "Роснефти" – шесть сотых. Разница какая!" – отметил президент.
"Самое главное – нам нужно создать ситуацию, когда неэффективные технологии, устаревшее оборудование применять станет просто невыгодно", – добавил он. Первым шагом в этом направлении, по словам главы государства, стал принятый недавно закон об энергосбережении. Продолжением же должно стать обновление законодательства о техническом регулировании. "Нужно готовить технические регламенты, как горячие пирожки", – заявил Медведев. Другая мера – налоговые льготы, то есть применение повышающего коэффициента при вычитании вложений в НИОКР из налогооблагаемой базы предприятий.
Бизнесменов-частников и госкомпании президент также призвал "не спать" и активнее вкладывать свои средства в передовые технологии. "Нужно менять идеологию и психологию ведения бизнеса в современных условиях. По этому вопросу надо работать и хватит спать, – сказал глава государства. – Нужно вкладывать средства в технологии, которые завтра будут вашим конкурентным преимуществом и обеспечат крупнейшим отечественным компаниям, компаниям с государственным участием лидирующие позиции на глобальных рынках".
Вопрос в содержании
С докладом о возможных мерах по стимулированию инвестиций в НИОКР на заседании комиссии выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее словам, важная задача – не только объемы финансирования, но и содержание НИОКР. "У нас сейчас наиболее распространенные типы НИОКР в компаниях – это доработка и адаптация технологий, закупаемых за рубежом, для российских условий, а также разработка специфичного для компаний программного обеспечения", – заявила министр.
По ее словам, за очень редким исключением российские госкомпании не реализуют прорывные инновации, связанные с разработкой и внедрением собственно новых технологий, передовых в мировом масштабе продуктов и услуг. Дмитрий Медведев уточнил: "То есть мы "дырки" латаем и называем это НИОКРом?". Эльвира Набиуллина ответила, что, по сути, часто так и происходит: "И закупки современного оборудования тоже включаются часто в расходы на НИОКР, хотя таковыми не являются".
Набиуллина в частности отметила, что так и не заработал механизм, определяющий перечень НИОКР, на основании которого расходы налогоплательщика на НИОКР включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. "К сожалению, этот механизм не работает", – сказала она. По ее словам, налоговые органы не берут на себя оценку о том, соответствует ли НИОКР приоритетному направлению или нет. Министр предложила привлекать институты, рекомендованные Минобрнауки, которые бы давали заключения о соответствии НИОКР приоритетным направлениям, на основании которых налоговики и принимали бы решение о налоговых льготах.
Минэкономразвития предлагает ввести обязательные программы инновационного развития для госкомпаний, которые не входили бы в состав инвестиционных программ, но были увязаны с бизнес-стратегией развития компаний. "Мы предлагаем экономические и адресные меры поддержки развития НИОКР, в частности, считаем необходимым активизировать инновационную деятельность на уровне госкомпаний, и сделать обязательными программы инновационного развития для компаний с госучастием", – сказала она.
Дмитрий Медведев в свою очередь поручил в короткий срок подготовить предложения, в том числе налоговые, по стимулированию инноваций. "Поручаю вам и министру финансов проработать такие меры в короткий срок с участием государственных компаний. Это проще, чем ругать представителей госкомпаний на публичных заседаниях, поэтому это нужно сделать", – сказал президент, обращаясь к главе Минэкономразвития.
"То что я говорю, в граните отливается"
К содержанию НИОКР разговор возвращался еще не один раз. После выступления главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, в котором тот перечислил ряд, по его мнению, инновационных проектов госкорпорации, Дмитрий Медведев раскритиковал продемонстрированный подход. По словам президента, "есть импортозамещение, а есть просто новые технологии, которые в общем мире известны, поэтому к инновациям их относить нельзя".
"Ну, вот лампочки эти светодиодные – это хорошо, что мы их будем производить. Нам нужно это делать. Мы решили отказаться от ламп накаливания. Нам нужно создать заводы по их производству, но это не инновации. Это просто производство современных, нужных нам сейчас видов продукции, – подчеркнул Медведев. – Мы заинтересованы, помимо того, чтобы заниматься импортозамещением – чем мы в общем-то исторически занимались с советских времен и, кстати, в этом преуспели – нам нужны именно прорывные технологии, новые решения", – отметил президент РФ.
Чемезов попросил у президента РФ разрешения ответить. На что Д.Медведев спросил: "У вас еще что-то?" "Нет-нет. Я на вашу реплику хотел бы дать пояснение", – сказал глава "Ростехнологий". "Нет, на мою не надо. Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, – в граните отливается", – подчеркнул Медведев.
Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России, созданная по инициативе президента Дмитрия Медведева в мае этого года, собирается не реже одного раза в месяц. Как правило, заседания комиссии проходят не в Кремле, а на площадке предприятия, НИИ или вуза, занимающегося проектами в рамках одной из пяти приоритетных сфер модернизации.
Так, во всемирно известной "Лаборатории Касперского" обсуждались вопросы развития программного обеспечения, в Российском федеральном ядерном центре в Сарове – проекты в сфере ядерных и стратегических информационных технологий, в Покрове, где находится фармацевтическая компания "Лекко", – развитие фарминдустрии и медицинской техники, а в центре космической связи "Медвежьи озера" в подмосковном Фрязино – модернизация телекоммуникационной отрасли.
Сайт Вести.Ru вел прямую интернет-трансляцию заседания комиссии.
Ссылки по теме
Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России на сайте президента России
Заседание Комиссии по модернизации 25.12.2009 в штаб-квартире "Газпрома":
Вступительное слово Дмитрия Медведева – полное видео
Доклад Эльвиры Набиуллиной – полное видео
Доклад Алексея Миллера – полное видео