Новые постановки в Большом театре отложены на неопределенный срок, как и срок окончания его реконструкции. В старейшем русском музыкальном театре выявлены миллионные хищения. Но найдут ли виновных? Это процесс так же сложен, как и сам ремонт.
Как освоить бюджетные деньги – этот риторический вопрос стоит перед многими, но только не перед строителями, проектировщиками и реставраторами Большого театра. Выяснилось, что пока театр восстанавливался, сумма его реконструкции возросла с 15 до 32 миллиардов рублей.
Аудиторы из Счетной палаты проверили всю документацию, каждый метр строительства и пришли к выводу, что стоимость проектной документации была умышленно превышена почти в 16 раз! Компания ЗАО "Курорт-проект" получила более миллиарда бюджетных рублей. И это при том, что открытие Большого театра постоянно откладывается. Называли 2008 год, потом 2011 год, а теперь поговаривают, что открытие может состояться не раньше 2012 года.
Даже интересно стало, за что выплачены такие деньги. Заместитель генерального директора компании "Курорт-проект" Юрий Мельников называет суммы с шестью нулями, прописанные в контрактах. На документах стоят подписи больших государственных чиновников и гербовые печати.
"Архитектурно-строительные решения – 213 миллионов рублей, инженерные схемы – 34 миллиона рублей", – зачитывает данные Юрий Мельников.
Сумм меньше миллиона в этих контрактах мы не видели. Сложилось впечатление, что на "Курорт-проект" работают тысячи проектировщиков.
- То есть, чтобы все это все спроектировать, нужно 213 миллионов рублей?
- Да.
- А сколько уходит времени на проект?
- Где-то три-четыре, шесть месяцев. Все зависит от объема.
- Сколько людей работает?
- Обычно работает бригада в 12-15 человек.
Мы грубо посчитали, что за шесть лет труда рейсфедером, циркулем и карандашом рядовые сотрудники "Курорт-проекта" могли бы заработать неплохие деньги – в месяц их зарплата должна была составлять чуть меньше миллиона рублей, получали же они 50-60 тысяч рублей в месяц. Нехитрую технологию выплат нам раскрыла Татьяна Каменева, официальный эксперт Счетной палаты.
"За одни и те же виды работ заключают дополнительное соглашение. А названия те же самые. Даже работа называется одинаково. И потом, почему принимается один проект? Он проходит независимую вневедомственную, государственную экспертизу. Какие ж тогда эксперты у нас?" – говорит архитектор Татьяна Каменева, заслуженный деятель искусств России.
В те годы государственным экспертом был как раз Юрий Мельников. И он же входил в состав рабочей группы по реконструкции Большого театра. И принимал те важные решения в пользу "Курорт-проекта", главного проектного подрядчика.
"То, что все эти подрядчики не дружили с законом, это я вам могу сказать точно, – уверяет аудитор Счетной палаты РФ Александр Назаров. – Заказчик и подрядчик – это как братья близнецы".
Несмотря на то, что прокуратура уже возбудила уголовное делу по факту злоупотребления должностными полномочиями, конкретного обвинения в растрате пока не предъявлено. Ни одному из пяти бывших, ныне здравствующих директоров Дирекции, отвечающей за финансы, реконструкцию и реставрацию Большого театра.
"В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления, лиц, виновных в совершении преступления, точного размера ущерба, причиненного их действиями", – заявил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин.
Под нами арьерсцена и шесть уходящих под землю этажей – настоящий бетонный бункер. Видимо, часть миллиардов похоронили где-то здесь, в бетоне. Даже неопытному глазу видно, что несмотря на колоссальные суммы, сложнейшее строительство ведется неквалифицированно. Экономят на всем, и в первую очередь на кадрах. Таджикские и узбекские "специалисты" монтируют будущую опалубку, а всем известную квадригу Аполлона архитектора зачем-то надраивают шкуркой – создают видимость работы при виде журналистов.
"Памятнику нанесен сокрушительный урон, – считает Андрей Баталов, заместитель генерального директора музея-заповедника "Московский Кремль". – Я не знаю, что происходит внутри, но судя по тому, что я видел, думаю, что подлинного там осталось очень мало. С этим памятником обращались как с новым сооружением, а не как с памятником".
Говорят, что большая трещина под табличкой "ЗАО Курорт-проект" появилась буквально на следующий день после проверки Счетной палаты. Факт почти мистический. Пошли слухи, что "Курорт-проекту" придется возвращать обратно государственные деньги. Чтобы этого не случилось, руководители компании уже ведут переговоры с известными и дорогими адвокатами. Но главное, чтобы не заморозили реконструкцию.