Тема:

Премия Рунета 2009 15 лет назад

Загадка Рунета: эффективные способы продвижения товаров в Сети

Сеть – это диктатура пользователя. Если в обычном магазине человек может согласиться на товар, который ему условно подходит, то в виртуальной жизни – один клик мышкой, и он уже на другом сайте. Компании вынуждены изобретать все более изощрённые способы, чтобы удержать клиента.

Телеканал "Вести" совместно с Региональным общественным центром интернет-технологий 25 ноября готовит специальный проект, посвященный российскому Интернету. Мы расскажем о главных событиях рунета за последний год. А кульминацией станет прямая трансляция церемонии награждения "Премия Рунета-2009" . В преддверии этого, телеканал "Вести" подготовил ряд сюжетов об актуальных темах и проблемах российского Интернета.

Сеть – это диктатура пользователя. Если в обычном магазине человек может согласиться на товар, который ему условно подходит, то в виртуальной жизни – один клик мышкой, и он уже на другом сайте. Компании вынуждены изобретать все более изощренные способы, чтобы удержать клиента.

Баннеры – это самый простой и прямолинейный способ продвинуть товар в Сети. Но и наименее эффективный, пользователь уже привык к мигающим картинкам и научился не обращать на них внимания. Так что баннеры стали, скорее, элементом имиджевой рекламы, чем способом продажи. И хотя появились они в Интернете исторически раньше, сейчас доля баннеров уменьшается. От "всплывающих" баннеров тоже постепенно отказываются – раздражает.

"Это так называемая технология rich-media. Она существует в различных вариантах, в том числе и когда вы видите полноформатную картинку, но не видите никакого текста или контекста сайта, на который вы зашли. Вам предлагается нажать на крестик, чтобы ее закрыть, или просто подождать некоторое время – заставка закроется сама. Либо используются летающие картинки, по которым трудно попасть. В Интернете на крупных и серьезных сайтах такое не размещается достаточно давно. Это опыт начала 2000-х", – объясняет Алексей Катков, коммерческий директор Mail.Ru.

По разным оценкам, доля спама в общем потоке электронной почты занимает сегодня от 70 до 95 процентов. Дешево, но сердито. И не только для адресата. От спама тоже постепенно начинают отказываться. Письма на 10 миллионов адресов за 300 долларов – это уже не интересно.

"Давайте мы сейчас накроем 10 квадратных километров. Авось, тот самый муравей, за которым мы охотимся, будет на этих 10 километрах. Эта миллионная рассылка – безумная нагрузка на почтовые сервера, на каналы и на все прочее. А работает это все, прямо скажем, не очень", – уверен Владимир Долгов, президент Google Россия.

Лучше спама работает контекстный поиск. Относительно новый способ продвижения информации и товаров в рунете, который набирает обороты. Компании были бы рады купить даже результаты поиска, но это невозможно.

"Нельзя на пейзаже Левитана купить вставку своего лица на передний план. Это картинка, которая существует. Платится за рекламу, которая показывается справа от результатов поиска. Которая релевантна тому запросу, который задал пользователь. И главное, что здесь рекламодатель платит не за показ рекламы, он платит за переход на свой сайт", – поясняет Владимира Долгов.

Рискованный, но потенциально золотой способ получить клиента – это так называемый вирусный маркетинг.

Пользователи сами участвуют в распространении этих роликов, бесплатно пересылают друзьям и знакомым, как развлечение. Но и здесь есть свои правила – видео должно быть креативным, провокационным. И без яркого выраженного бренда – иначе пользователи его тут же забракуют как рекламу. Дорого в этом случае произвести, продвижение – в чистом виде удача.

"Тут есть некое лукавство. Все знают, что наиболее известные вирусные ролики – те, что созданы под home-video. Опять же те, кто занимается этим, скрывают, что заказывают профессиональным студиям производство такого ролика. И по цене это сопоставимо с тем, что видим по ТВ – с качественными, очень дорогими роликами", – утверждает креативный директор группы компаний "Слон" Эдуард Бессмертный.

Универсальный способ заражения Интернета вирусным роликом еще не открыт. Сколько музыкантов после взлета Налича пытались повторить заход – не получилось. Поэтому компании атакуют социальные сети и форумы, пытаясь там раскрутить свой товар в том или ином виде.

"Это все было инициативно, по-честному. И какие-то чудеса случались. Сейчас разработаны технологии определенные, на сайтах компаний можно прочесть, как продвинуть товар "ВКонтакте" или на "Одноклассниках". Можно создать группу, создать профиль. Вплоть до того, что эти группы продаются", – делится секретами продвижения товаров Эдуард Бессмертный.

Продаются и блогеры. На страницах Live Journal можно разместить за деньги любую рекламу. Но топовых блогеров мало, так что много баннеров или роликов не запустишь. Вообще Интернет – честный ресурс. Он не даст рейтингов тем, кто его не заинтересует. Поистине забойные смелые проекты получают невероятную отдачу. Особенно пользователи любят активные, увлекательные массовые акции. Как "лучшая работа в мире", например. Если бы эти австралийские острова раскручивались с помощью обычной рекламы, то бюджет превысил бы 250 миллионов долларов. В Интернете организаторы потратили лишь полтора. Поэтому фирмы все охотнее играют с жителями Сети в игры – не жалея бюджетов. Как Intel, например. Компания уже год как весь свой рекламный бюджет перевела в виртуальное пространство.

"Это уже моя проблема – отчетность перед моим руководством в рамках тех бюджетов, которые у меня есть. Если 90% бюджета я потрачу на вирусы, из которых 90% не сработает, наверное, это будет не очень хороший результат. Если же я потрачу 2-3% от бюджета, и из них 1% сработает, на мой взгляд, – это результат неплохой", – признается директор Intel по маркетингу в России и СНГ Камиль Исаев.

Неплохим результатом в Сети считается большое количество кликов, хорошим, когда "падают" серверы. И как следствие – увеличиваются продажи. Но какой конкретно способ продвижения товара в Сети дает тот самый долгожданный результат – по сей день загадка, окутанная сетью.