Торговцы бывшего Черкизовского рынка, похоже, осваивают новые территории. В обиходе москвичей на юго-востоке столицы начинает приживаться новое слово "Люблизон". Так жители района Люблино теперь называют торговый комплекс "Москва", где с недавних пор появилось много новых обитателей. Кто остался на "Черкизоне"? И что стало с контрабандным товаром на два миллиарда долларов?
"Черкизон" закрыт, да здравствует, "Черкизон-2", – невесело шутят жители столичного района Люблино. Каждое утро – рёв автобусов, душераздирающие звуки отдираемой от тюков изоленты. Прямо под окнами жилых домов спешно закатывают в бетон новую площадку, размером с приличный аэродром.
"Нам кажется, здесь строится стоянка или павильоны нового рынка", – говорит один из местных жителей.
"Вокруг – ни одного зелёного дерева, а сейчас будет гарь и копоть от этих "Икарусов", – добавляет другая москвичка. – Чем дышать людям? Детям гулять негде!"
Департамент потребительского рынка вынужден был обратиться в китайское посольство за помощью, дабы центр "Москва" и его окрестности не превратились в "новый Шанхай".
"Там есть замечания санитарного плана, по организации торговли, правилам торговли. Мы это сегодня подтверждаем", – говорит первый заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Георгий Смолеевский.
По официальным данным, в Люблино с Черкизовского рынка переехало всего лишь около тысячи китайских предпринимателей. На деле всё это выглядит несколько иначе. Найти среди торговцев россиянина уже практически невозможно. Георгий Смолеевский объясняет это так: "Мы считаем, что это серьёзное и грубое нарушение. Дело в том, существуют традиции, когда бизнес ведёт целая семья. Этот приток мигрантов не связан никак с торговлей".
А вот у старожилов торгового центра "Москва" – иное мнение. "Всё скупили китайцы", – считают они.
Сам Черкизовский рынок вроде бы начинают сносить. Несколько гастарбайтеров неторопливо отрывают доски. "Крейсерская скорость" бригады – пять контейнеров в день. На полный снос всех 15 тысяч торговых точек такими темпами понадобится от 10 до 15 лет. Между тем, по словам префекта Восточного округа столицы Николая Евтихиева, управиться должны к Новому году. "Все рыночные структуры согласились на то, что они будут сноситься сами, – сообщил он. – Есть договор, что на следующей неделе начнется снос на рынке".
По словам префекта, ещё два года назад все управляющие компании подписали соглашение о прекращении торговли к концу 2009 года. А в 2010-м на освободившейся земле должно начаться строительство жилых домов для университета физкультуры. "Эти дома будут располагаться прямо за ним, вплотную, вместе с ними – школа, детский сад и дополнительные спортивные объекты", – продолжает префект Евтихиев.
Согласно постановлению правительства Москвы, здесь будет "город-сад". Кроме четырех жилых домов, гостиницы и общежития для студентов-физкультурников, на месте снесённых контейнеров вырастут современные, чистые и комфортабельные торговые центры, старый стадион полностью реконструируют и сделают первой в России специализированной площадкой для регби. Свободные площадки займут открытые спортивные сооружения, а южная часть вместе с царской усадьбой Алексея Романова войдёт в состав заповедника Коломенское.
Но пока в сердце "Черкизона" на территории рынка АСТ – разгар вывоза товара. Говорят: ещё вывозить и вывозить. Плюс неизвестно, что делать с контрабандой на два миллиарда долларов. Она так и лежит уже два месяца на рынке под охраной ОМОНа.
"Этот товар опечатан, – рассказывает Николай Евтихиев. – Склады опечатаны. Некоторые из этих складов мы уже по решению суда должны были снести, но не можем, пока Таможенный комитет и Следственный комитет не найдут, куда его деть".
Есть и ещё одна проблема: никто не знает, что делать с бабушкой Зухрой. Она 12 лет назад приехала из Таджикистана и все эти годы работала на рынке дежурной по туалету.
"Я в туалете и живу, – рассказывает бывшая сотрудница Черкизовского рынка. – Там место есть, чтобы я ночевать могла. Днём убираю, а ночью сплю там".
В Москве родных никого, денег на билет домой нет. Так уж получилось, что бабушка Зухра поневоле стала последним жителем "Черкизона".
О быте Черкизовского рынка и о его хозяине Тельмане Исмаилове телеканал "Россия" показал фильм-расследование Аркадия Мамонтова "Черкизон" .