За пару тысячелетий, прошедших от Воскресения Христова, в разных странах появились разные традиции, как и с чем отмечать окончание Великого поста, но одно правило неизменно для всех христиан — делать это нужно обязательно. В России "благословением на вкушение" еды после поста стали куличи. Если точнее, куличи, пасха и крашеные яйца.
Традиция эта не нарушалась даже в эпоху гонений на религию и торжества атеизма в СССР. К Пасхе во всех булочных появлялись хлебные изделия, именовавшиеся "кекс "Весенний". По вкусу и форме это были именно куличи. И те, у кого не было времени или умения печь самому, с удовольствием покупали эти "кексы" и, если не боялись арестов, несли их в храмы освящать, а дома, как и положено, с них начинали разговляться после Пасхи — есть непостную пищу.
Куличи (как и остальные блюда, готовящиеся на праздничный стол) полагается освящать в субботу накануне Пасхи. Для чего после утренней службы Великой Субботы и до вечера еду приносят в храмы, где священник, читая определенную молитву, окропляет (обрызгивает) куличи святой водой.
В этом году в связи с самоизоляцией и закрытием храмов от верующих на время пандемии освятить куличи в церкви будет невозможно. Поэтому Московским Патриархатом был разработан специальный регламент для освящения праздничной трапезы дома.
Здесь придется сделать небольшое отступление в связи с тем, что за неделю до "правила освящения куличей" Патриархия разработала аналогичное правило для верб. Дескать, кто сидит дома, но приобрел где-то вербы (нарвал или сходил за ними в магазин) "по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла может освятить ваии (вербы) дома". Предложение это вызвало недоумение: зачем их освящать, если не был человек в храме и есть их никто не будет? Как известно, в Православной Церкви вербы — как "победы знамение" не "освящают", а благословляют.
Однако вернемся к куличам и пасхам. Их-то съесть и правильно и утешительно в условиях самоизоляции. Да и готовить их тоже приятные хлопоты. Сейчас в сети можно найти десятки рецептов, тем не менее, Вести.Ру готовы предложить свой, проверенный годами вариант (тем более, что печь куличи полагается в четверг вечером, а варить пасхи — в пятницу), а после рассказать, как правильно их освятить самому.
Кулич из книги "О вкусной и здоровой пище":
Мука — килограмм, дрожжи 40-50 грамм , молоко теплое 260 мл, яйца 6 штук, сахар — полный стакан, сахар ванильный — 40 грамм, масло сливочное — 300 грамм, соль — неполная чайная ложка, изюм — 150 грамм, цукаты, миндаль — по желанию
В полутора стаканах теплого молока растворить и размешать дрожжей.
Добавить половину муки. Размешать опару поставить в теплое место (к батарее).
Когда опара поднимется, добавить соль, желтки растертые с сахаром и ванилином, масло.
Белки взбить в пышную пену и ввести в тесто.
Добавить оставшуюся муку и хорошо вымесить.
Накрыть полотенцем и оставить подниматься.
Когда тесто поднялось в 2 раза (и его каждый раз вымесили), добавить изюм, цукаты, миндаль.
Форму для кулича смазать маслом.
Заполнить на 1/3 тестом. Накрыть полотенцем и оставить в теплом месте.
Когда тесто поднялось, смазать сверху взбитым яйцом и поставить в разогретую духовку при 180 градусах на 60 минут,следя, чтобы кулич пекся равномерно.
Чтобы верхушка не сгорела, после появления золотистого оттенка накрыть кулич пекарской бумагой, смоченной в воде.
Готовые куличи украсить глазурью или дать волю фантазии.
Пасха царская
600 грамм (5-9%) творога, 200 грамм (20%) сметаны, 100 грамм размягченного сливочного масла (82,5%), 120 грамм сахарного песка, два вареных и два сырых яичных желтка, две чайные ложки ванильного сахара.
Творог и вареные желтки протереть через сито, затем все ингредиенты соединить и вымесить до однородной массы.
Варить в кастрюле с толстым дном, постоянно помешивая, но не доводя до кипения не менее получаса-40 минут. До появления пузырьков.
Слегка остудить, добавить 100 грамм хорошего изюма без косточек, 100 грамм рубленого миндаля и цедру и сок одного лимона.
Тщательно перемешать.
Форму (она называется пасочница) или дуршлаг выложить марлей в два слоя и вылить в нее еще горячую творожную массу. Подвесить над миской или поставить под гнет, но так, чтобы верхушка пасочницы не касалась стекающей сыворотки. Когда остынет убрать в холодильник.
Что важно — по жирности царская пасха не превышает любой твердый сыр.
Но только испечь кулич, сварить пасху и покрасить яйца недостаточно, их надо освятить. Купленные в сетевых магазинах куличи заранее освящены на фабриках, поэтому их можно есть, либо сразу после службы (в которой в этом году можно участвовать on-line), либо после полуночи 19 апреля, когда (по православному календарю этого года) Христос воскреснет.
Итак, для освящения куличей и остальной еды Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции предложила трижды пропеть (прочитать) тропарь Пасхи "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Затем окропить еду святой водой, а если воды нет - перекрестить праздничный стол со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".
Но есть одно важное уточнение: Православная церковь давно знает другое правило, которое намного больше подходит к ситуации, когда пасхальную трапезу надо освятить без священника. Это молитва святителя Афанасия (Сахарова) — человека не только искренней и настоящей веры, но и составителя многих служб. В 1920-е годы он стал дополнять и совершенствовать утвержденную Собором 1917-1918 годов службу Всем русским святым. Вернувшись в третий раз из концентрационного лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. Он также составил несколько молебных последований, в том числе "О хотящих по воздуху шествовати", "О сущих в различных обстояниях", "Благодарение о получении милостыни", "О мире всего мира и о прекращении войн".
Поэтому в условиях самоизоляции прочесть "Молитву на благословение пасхальных снедей" святителя Афанасия для освящения кулича будет наиболее верным решением: "Господи Иисусе Христе Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих радости безмерной тридневным воскресением всех исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси ныне и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости светлаго Твоего воскресения причастниками быти. Благодарим Тя, яко по милосердию Твоему и неизреченному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас и трапезою праздничною в подкрепление и услаждение немощной плоти. Темже молим Тя, благослови сей пасхальный хлеб, млеко огустевшее, яица и прочия пасхальныя снеди, наипаче сии, от нихже, повинующеся Уставу Церкви, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут они вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, Воскресшаго, питающаго и утешающаго нас, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа во веки веков. Аминь".
Эта молитва может быть прочитана старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.