Объяснена дешевизна многоразовых ракет Илона Маска


EPA

Дешевизна многоразовых ракет американской фирмы SpaceX Илона Маска объясняется тем, что их реальную полную стоимость изначально оплачивает NASA или ВВС США, считают в российской компании "Главкосмос пусковые услуги".

Дешевизна многоразовых ракет американской фирмы SpaceX Илона Маска объясняется тем, что их реальную полную стоимость изначально оплачивает NASA или ВВС США, считают в российской компании "Главкосмос пусковые услуги".

На странице компании в Facebook опубликованы аналитические материалы рынка пусковых услуг, из которых следует, что, например, ракета Falcon-9 на внутреннем рынке стоит для NASA и ВВС США по-разному, хотя цены не очень отличаются друг от друга. "При этом она стоит существенно дороже, чем SpaceX ее продает на международном рынке в рамках коммерческих пусковых услуг", — говорится в исследовании.

Как отмечается в материале, в рамках контрактов на разработку технологий и обеспечения доставки грузов и астронавтов на МКС NASA профинансировала SpaceX на общую сумму более 7 миллиардов долларов.

Из всего вышесказанного "Главкосмос пусковые услуги" делает следующий вывод: технология reusability (многоразовость) на сегодняшний день оправдывает себя с экономической точки зрения только при условии наличия "якорного" заказчика пусковых услуг на внутреннем рынке. Он должен быть готов оплатить максимальную или полную стоимость за матчасть ракеты-носителя, которая потом частично будет использована повторно в рамках коммерческих пусковых услуг на внешнем рынке. В случае SpaceX такими "якорными" заказчиками выступают NASA и ВВС США.

В настоящее время основные коммерческие пусковые услуги в мире предоставляют, помимо SpaceX, компании ILS (ракеты "Протон" и "Ангара"), "Главкосмос" и "Главкосмос пусковые услуги" (ракеты "Союз"), Arianespace (ракеты Vega, "Союз" и Ariane 5) и ULA (ракеты Atlas 5 и Delta 4). SpaceX — единственная компания, которая использует в своих ракетах многоразовые ступени.