22 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Ленин — воистину один из самых мощных персонажей отечественной истории. Так можно оценить масштаб деятельности Ленина. Про смыслы — позже. Это первое.
Второй важный момент: был ли Ленин искренен в стремлении переустроить жизнь всего человечества, начав с России? Да, я считаю, что он был искренен. А жизненный уклад в России был столь заскорузлым и отсталым, что прямо толкал именно на радикальные перемены. Одних великокняжеских дворцов и усадеб было в России за сотню, и вся эта неоправданная роскошь финансировалась из казны.
Третье: хотел ли он как лучше? Да, хотел. На мой взгляд, его вулканической энергией и недюжинным интеллектом, безусловной харизмой двигал романтический порыв. Он, словно любовник, действовал в состоянии аффекта.
Четвертое: совершал ли он преступления? Да, совершал. И массово. Чего стоит чуть ли не полное уничтожение Русской Православной Церкви, расстрел царской семьи или расказачивание. Но преступлением это считалось по общепринятой тогда морали, то есть той системе ценностей, которую Ленин сознательно рушил. В его собственных представлениях о добре и зле, по революционном праву пуская кровь и отнимая собственность, Ленин вершил справедливость.
Ленинская система ценностей стала главной, безусловной в СССР. Осудить же все советское сегодня мы не в силах, да и не стоит этого делать. Размышлять, что было бы, если бы, тоже нет смысла. Придется жить с фактом Ленина в нашей истории и фактом СССР. Наш Ленин. И наш СССР. Отказаться нельзя. Ленин — исторический факт. Можно лишь принять.
Развивая взятую с Запада теорию, Ленин двинул Россию на реализацию мегамечты. Революционный словарь весь был взят у Франции — от революции и трибунала до комиссаров и декретов и далее к террору. Все это — французские словечки. А террор, конечно же, красный. Тоже цвет якобинских красных знамен — цвета крови жертв революции. В 1918-м красный стяг стал официальным знаменем Советской России. А позже вся страна и сама хлебнула крови во времена ГУЛАГа.
Ленин поставил в истории человечества главный социальный эксперимент. И по его результатам человечество получило ответ. Отрицательный, но ответ есть. И в этом смысле Ленин — ключевая фигура мировой истории. А страна наша — герой для человечества, которое должно быть за такое самопожертвование глобально благодарным.
Как относиться к Ленину? Стыдиться уж точно не надо. И не надо делать вид, что Ленина у нас не было. Пусть мавзолей останется мавзолеем как факт из прошлого. Надо отсортировать составляющие ленинского вклада в нашу историю. Жертв — оплакать. Силу романтического порыва к светлому — да, с учетом тяжелого опыта, но все же — суметь конвертировать в энергию сегодняшнего дня на поколения вперед. Французы романтизируют свою кровавую революцию, а лозунг "Свобода. Равенство. Братство" — до сих пор на здании каждой городской мэрии.
Для китайцев за все 5000 лет их цивилизации не было ни одного плохого правителя. В каждом они находят позитивный мотив, признавая и ошибки. На Мао кровушки несопоставимо больше, чем на Ленине, но он официально на 70% хорош, а плох лишь на 30%. Да, считают китайцы, ошибки у Мао были, но вождь в самые трудные годы распада и нищеты указал Китаю высокое предназначение страны — стать мировым лидером и — мобилизовал народ на решение этой задачи. От методов Мао давно отказались, но указанная им цель вдохновляет китайцев до сих пор. То есть китайцы по психоанализу — люди с проработанным прошлым. Оно не отягощает их, а заряжает. Есть чему поучиться.
У нас же в расхожем сознании усилиями демшизы при поддержке ультрапатриотов все лидеры страны в ХХ веке плохи. Царь — слабак. Ленин — немецкий агент. Сталин — кровавый диктатор. Хрущев — волюнтарист. Брежнев — застой. Андропов чего-то хотел, но быстро заболел и умер. Черненко — маразматик. Горбачев развалил страну. Ельцин — алкоголик. Справедливо ли это все ко всем? И как с этим жить-то? Безнадега.
Странное дело. За тело Ленина у нас официально отвечает ФСО. Конкретно ухаживает за ним Институт растениеводства. Раз в два-три года Ленину шьют новый костюм, меняют сорочку и повязывают галстук. Памятники Ленину защищены государством. А кто отвечает за Ленина как за персонажа истории, не очень понятно. Он — по-прежнему фигура раздора и сомнений. Одни Ленина боготворят, другие — клеймят. Все еще на войне, словно не снятый с позиции и забытый на десятилетия японский солдат в филиппинских джунглях. Помните же его историю?
Соглашусь все же с теми, что количество памятников Ленину у нас в стране непропорционально зашкаливает. Если оценивать в рыночных категориях, то доля статуй Ленина монопольна. Федеральная антимонопольная служба точно так бы и расценила, отдай ей это дело. Ведь памятных знаков Ленину — от статуй до досок — в России порядка 100 тысяч, а Пушкину, например — лишь полторы сотни. А Петру Великому — даже менее сотни. Как быть? На мой взгляд, эту ленинскую монополию надо признать, с ней не согласиться и пропорции изменить. Сохранить монументальные произведения и оценить актуальность тех, что из гипса или на скорую руку отлиты из бетона. Все равно они не вечны, и у многих неприлично жалкий вид.
Надо ставить памятники Колчаку, Врангелю, Деникину, Краснову, но и Блюхеру, Фрунзе, Дзержинскому, доктору Боткину, расстрелянному в Ипатьевском доме. Сделать это можно, лишь перестав воспринимать памятник как икону, а исторические фигуры не обожествлять. У каждого свой вклад, своя идея и своя трагедия. Опыт каждого поучителен. Тогда мы сможем реальный образ отечественной истории в наших головах населить разнообразием исторических фигур, а исторический опыт сделать богаче. В каждом надо выделить позитивную энергию, и тогда они будут нас питать, а не разрушать.