Эксперты изучили токсичные мифы о Великой Отечественной войне в Рунете

Эксперты отмечают, что в ходе исследования выявлены признаки информационных кампаний, направленных на дискредитацию роли Советского Союза, развенчание подвига Русского солдата и трансформацию праздника Победы.

Исследователи изучили мифы о Великой Отечественной войне в российском сегменте соцсетей. В докладе "Великая Отечественная война: манипуляции, фальсификации и информационные атаки в социальных сетях" предпринята попытка проследить процесс распространения в социальных медиа недостоверной (или полностью сфальсифицированной) информации о Великой Отечественной войне.

Эксперты отмечают, что в ходе исследования выявлены признаки информационных кампаний, направленных на дискредитацию роли Советского Союза, развенчание подвига Русского солдата и трансформацию праздника Победы. Важным элементом исследования стало выявление признаков "импорта повестки" за счет иностранных аккаунтов. Так, информация начинает распространяться в региональном сегменте социальных сетей других государств, после чего переходит в российский сегмент социальных сетей.

В ходе количественного и качественного анализа было изучено более 4,7 млн. публикаций. Данные получены с использованием Платформы мониторинга и анализа социальных медиа "Крибрум".

Эксперты делают выводы о постоянном и значительном росте количества публикаций с недостоверными фактами о событиях Великой Отечественной войны. В исследовании говорится о том, что это негативно сказывается на уровне историко-культурной образованности и национальной идентичности молодых людей и подростков.

Авторы исследования утверждают, что в обсуждении тем активное участие принимают иностранные аккаунты, в частности из Украины, Прибалтики, Казахстана и других государств, которые часто являются первоисточниками "тезисов". К примеру, авторы исследования отмечают, что термин "победобесие" начинает активно использоваться в преддверии 9 мая. Все исследованные тезисы начинают рост в соцсетях с 2014-2015 гг. Причём распространение этого неологизма растёт на протяжении нескольких лет. Это, в свою очередь, говорит о его искусственном внедрении в российском сегменте социальных сетей.

Фальсификации и манипуляции историческими фактами используются в политических и геополитических целях. Количество публикаций об "оккупационной политике СССР" после окончания Великой Отечественной Войны выросло в период "Крымской весны". В подавляющем большинстве сообщений утверждается "оккупационный" характер внешней политики СССР, после чего этот признак переносится на современную Россию, сообщается в исследовании.

В год 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне особенно активно распространяются обвинения в адрес СССР в развязывании военного конфликта, используются тезисы о "союзе Сталина и Гитлера", о роли "Пакта Молотова-Риббентропа" и другие. Эти темы интенсивно используются в политических целях, открывая возможность для различного рода общественных деятелей и сообществ создавать с их помощью новую информационную повестку, основу которой составляют недостоверные доводы и факты, говорится в исследовании.

Все большую популярность в Сети приобретает обобщенный тезис "нам нечем гордиться", в рамках которого распространяются сообщения, где дискредитируются образы героев войны, приводятся "новые" подробности военных операций, "истинные" мотивы руководства государства – в общем все, что делает гордость за Победу СССР во Второй Мировой войне необоснованной, а образ советской армии и образ советского солдата непривлекательным.

исследователи отмечают, что массовое распространение сообщений, где искажаются образы героев войны происходит строго периодично: в период празднования Дня Победы, также публикации распространялись в День снятия блокады Ленинграда – 27 января, в День памяти и скорби – 22 июня, День памяти жертв Голодомора на Украине (последняя суббота октября).

В докладе утверждается, что в 2015 г. лидирующее место по числу негативных сообщений занял Facebook (запрещена в РФ), где, как уверяют авторы, число иностранных аккаунтов, негативно пишущих о роли СССР во Второй мировой войне, почти в 2 раза больше, чем российских. Это даёт исследователям основания полагать, что социальная сеть участвует в продвижении этой повестки.

В 2019 на лидирующие позиции вышел Twitter, обогнав по показателям «ВКонтакте». В российском и постсоветском сегменте социальных медиа Twitter известен своей популярностью среди оппозиционно настроенных пользователей. В совокупности с этим рост активности в 2019 году пользователей, обвиняющих СССР в начале войны, может быть связан с попыткой политизировать данную тему, сообщается в докладе.