Половина клиентов российских кафе и ресторанов готовы вернутся за столики в первую неделю после снятия карантина, а остальные подождут еще 3-4 недели, следует из исследования международной маркетинговой компании NPD Group.
Но даже после открытия кафе и ресторанов их доходность не достигнет докризисного уровня. Из-за новых санитарных требований и падения доходов населения заполняемость заведений не превысит и половины докарантинной.
Коронавирус заметно скажется на реальных располагаемых доходах населения. По оценке Минэкономразвития, в этом году они сократятся на 3,8%. Наибольшее снижение будет наблюдаться по итогам II квартала — на 6%.
По данным Росстата, весь объем российского рынка общепита превышает 1,3 триллиона руб. по итогам 2019 года. На долю фастфуда в России до пандемии приходилось не менее 51% расходов россиян на общепит. Расходы на традиционные рестораны оцениваются в 23% от общего объема рынка. На долю кофеен приходится 5%, у столовых — 8% рынка. На остальные сегменты фудсервиса (продуктовые магазины, вендинг, отели, бары) приходится около 13%, по подсчетам NPD в конце 2019 года.
Падение спроса в общепите внесло свой вклад в падение ВВП страны. ВВП России в апреле снизился на 12% по сравнению с апрелем прошлого года после роста на 0,8% в марте, сообщается в обзоре Минэкономразвития. Российская экономика в январе-апреле снизилась на 1,9%, по предварительной оценке.
Наибольший спад в апреле произошел в секторах, зависимых от потребительского спроса, который рухнул из-за карантина. Объем платных услуг рухнул в апреле на 37,9% (-5,4% месяцем ранее).
Оборот розничной торговли в апреле снизился на 23,4% из-за сокращения продаж непродовольственных товаров на 36,7% после роста на 6,4% в марте. Продажи новых легковых автомобилей упали на 72,4%, снизился спрос и в других секторах. Оборот розницы продовольственных товаров снизился на 9,3% после роста на 4,7% месяцем ранее.