Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 4 месяца назад

Россия не получала от Нидерландов официальных уведомлений об иске


AP Images

Официальных уведомлений намерения Нидерландов подать на Москву иск в Европейский суд по правам человека в связи с крушением выполнявшего рейс MH17 пассажирского Boeing-777 над Украиной в 2014 году Россия не получала. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Официальных уведомлений намерения Нидерландов подать на Москву иск в Европейский суд по правам человека в связи с крушением выполнявшего рейс MH17 пассажирского Boeing-777 над Украиной в 2014 году Россия не получала. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Нидерланды намерены предоставить суду всю находящуюся в их распоряжении информацию по авиакатастрофе, сообщает ТАСС.

"Уже можно прогнозировать сейчас, как будет выглядеть решение ЕСПЧ, – отметила юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова. – Этот суд в последние годы поддается негативным политизированным тенденциям и становится все более политическим. Если это произойдет, ничего страшного не случится, но нужно понимать, что мы со всей критичностью отнесемся к возможным обвинениям в адрес России".

Но после внесения поправок в российскую Конституцию Москвы вправе не исполнять решение европейского суда по делу MH17, если оно нарушает Основной закон страны и правопорядок, подчеркнула в интервью РИА Новости Кира Сазонова.

По мнению юридического эксперта, доказательная база дела MH17 в течение пяти лет бесконечно менялась, а вовлеченные в дело страны постоянно меняли позицию.

"Я пока серьезной доказательной базы не вижу, а обвинения есть, – подчеркнула парадоксальность ситуации Кира Сазонова. – Когда у предстоящего судебного слушания нет мощной доказательной базы, меня всегда начинают терзать сомнения".

Доцент РАНХиГС ожидает, что вердикт ничем не будет обоснован, все смонтированные якобы перехваченные разговоры для суда выглядят несерьезно.

Летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17 малайзийский Boeing упал 17 июля 2014 года под Донецком примерно в 60 километрах от российской границы. На борту находились 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Самолет был сбит в районе, где шли столкновения между украинскими участниками так называемой "Антитеррористической операции" и донецкими ополченцами. Киев обвинил в атаке на гражданский самолет ополченцев. Но у ополчения Донбасса не было средств, которые позволяли бы сбить самолет на такой высоте.

Россию к расследованию авиакатастрофы не пригласили. Совместную следственную группу по расследованию возглавили Нидерланды. Следствия заявляет, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук". К такому же выводу пришли и в Москве. Здесь был даже проведен натурный эксперимент, который подтвердил, что взрыв ракеты произошел в четырех метрах от кабины пилотов авиалайнера. А вот дальше позиции сторон расходятся.

Нидерланды считают, что ЗРК "Бук" принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде российской армии из Курска. Москва передала следственной группе исходные данные с российских радаров. На них пуск ракеты не зафиксирован. Эксперты проанализировали такую ситуацию и пришли к выводу, что такое возможно только в ситуации, если ракета была запущена с позиции, которую в этот день контролировала украинская армия.

Также замгенпрокурора России Николай Винниченко передал Нидерландам документы, которые свидетельствуют – ракета была произведена в СССР и затем передана в воинскую часть, дислоцированную на западной Украине. После распада Советского Союза эта часть и ее вооружение остались на украинской территории. Эту информацию нидерландские следователи получили, но полностью ее проигнорировали, поскольку она совершенно не укладывается в логику претензий к России.

Обвинения России в авиакатастрофе самолета Malaysia Airlines голословны и вызывают сожаление, отметил российский МИД. Если Россию не допустят к расследованию, то Москва не признает результаты следствия, добавил также президент России Владимир Путин. В Минобороны России также подчеркнули, что все ракеты, аналогичные той, двигатель от которой продемонстрировала голландская комиссия по расследованию крушения MH17 были утилизированы после 2011 года. В Москве также подчеркнули, что крушение самолета произошло в небе над Украиной, то есть над территорией, в отношении которой Россия не осуществляет юрисдикцию в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

9 марта 2020 года в Нидерландах начался суд по делу о крушении рейса MH17. Обвиняемыми по нему проходят трое россиян Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Следующее заседание назначено на 31 августа.

Представляющая интересы Пулатова группа международных адвокатов потребовала провести дополнительное расследования версии, что гражданский самолет мог быть сбит истребителем, а также расследовать действия Киева, который не закрыл небо для гражданских судов над полем военных действий, которым стал восток Украины после начала Киевом военной операции в Донбассе. Жертвами этого гражданского конфликта, по данным ООН, стали более 13 тысяч человек.

Кроме того, адвокаты потребовали перевести материалы дела на русский язык. Запрос был отклонен, хотя эксперты-юристы отметили, что такое решение не соответствующим правовым нормам.

Также защита потребовала сделать повторный запрос к США, поскольку военные спутники этой страны якобы зафиксировали запуск ракеты по малайзийскому Boeing. прокуратура не собирается делать повторный запрос, заявил в ответ прокурор Тейс Бергер. Первый запрос был отправлен еще в 2014 году. В ответ был получен лишь меморандум, без снимков.

Минюст России заявил, что в случае подачи Нидерландами жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) готово отстаивать позицию РФ по делу крушения малайзийского лайнера рейса MH17 над Украиной в июле 2014 года.