Самая громкая мировая новость, которая все обрастает подробностями и комментариями, – это, конечно, выкрутасы властей Турции, вернувших Святой Софии статус мечети.
Эпоху почти столетнего музейного статуса Святой Софии президент Эрдоган завершил указом, на публикации которого оставил показательную подпись: "Поздравляю". Теперь не так уж и важно, кого он поспешил поздравить, себя лично или радикальных исламистов, давнюю мечту которых он осуществил, несмотря на резкое мировое осуждение. Главным стало другое – вопрос о статусе храма Эрдоган превратил в вопрос о суверенитете всей Турции.
"Святая София подпадает под действие суверенитета Турции. Я приглашаю всех уважать решения, принятые судебными и исполнительными органами Турции по ее статусу", – заявил глава Турции.
Культурной катастрофой с непредсказуемыми последствиями называют решение Анкары во всем мире. Русская Православная Церковь заявляет, что речь идет о глобальном нарушении межконфессионального баланса.
"Это удар по всему православию. Для всех православных христиан этот храм – такой же символ, как для католиков храм Петра в Риме. Этот храм был построен в VI веке в честь Христа, и для нас он остается символом Христа. И мы очень сожалеем о том решении, которое было принято", – заявил митрополит Волоколамский, Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Госдепартамент и Сенат США назвал шаги властей Турции глубоким оскорблением для христиан всего мира и призвали отменить решение. Глубокое сожаление действиями Анкары выразил Евросоюз. Франция подчеркивает, что собор должен представлять разнообразие религиозного наследия, а Греция заявляет о стратегической ошибке Эрдогана.
"Проявленный Эрдоганом национализм отбрасывает страну на шесть веков назад", – считает министр культуры Греции Лина Мендони.
Но Эрдоган подает себя в качестве несгибаемого халифа возрождаемой неоосманской империи. А Святая София – наглядный символ завоевательной политики османов. 29 мая, в день взятия Константинополя, турецкий лидер читал уже Коран в музее, куда потом назначили имама.
"Эрдоган сможет преодолеть последствия возможной реакции США и ЕС. Вот почему он принял это решение, чтобы оправдать ожидания определенных кругов своего электората. Он намерен извлечь выгоду из этого решения ради своего политического выживания", – отметил депутат турецкого парламента Озтюр Йылмаз.
Западные партнеры Турции не скрывают опасений, что из светской витрины успешной модернизации страна превращается в радикальное государство. Тем более что никакой практической необходимости в смене статуса музея нет. По соседству с Софией, на площади Султанахмет, Голубая мечеть едва ли даже наполовину заполняется во время намазов. Но Эрдоган и не скрывает: его шаг – это в первую очередь символ. Символ отказа от многолетней стратегии основателя светской Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.
Айя-София являлась собственностью Фатиха султана Мехмеда, который передал ее фонду. Согласно турецким законам кабмин не может принимать решения в отношении собственности фондов. Решение кабмина от 1934 года незаконно. Его нужно отменить. В ЮНЕСКО, чьим объектом Всемирного культурного наследия храм является в 1984 года, заявляют, что любое изменение статуса или облика Святой Софии должно утверждаться только в соответствующих институтах ООН.
Святая София – самый посещаемый в Турции: свыше 4 миллионов туристов в год. Многие приезжают в Стамбул только для того, чтобы увидеть главный храм византийской цивилизации. Величайший христианский собор, построенный Юстинианом в VI веке, называют "пространственной иконой". И в сознании миллионов туристов это в первую очередь церковь.
Христианские и исламские святыне, впрочем, все эти годы в музейном пространнстве мирно сосуществовали. Но если в Святой Софии зазвучит намаз, она должна соответствовать жестким нормам ислама, где запрещены изображения людей, а значит, нужно завесить, забелить, а то и вовсе сбить мозаичные фрески Христа, Богоматери, Архангела Михаила и Иоанна Крестителя, восстановленные специалистами с таким трудом.
Дата первого богослужения уже не за горами. Возможно, уже 15 июля. В четырехлетнюю годовщину неудавшегося путча против Эрдогана. 44% населения в самой Турции уверены, что все это затеяно, чтобы отвлечь внимание общества от экономических проблем, поднять рейтинг турецкого лидера и престиж пошатнувшейся правящей партии.