Минувшую неделю Америка зализывала раны после праздничных выходных по случаю Дня независимости, что, как обычно, отмечался 4 июля. Отметили так, что по неполным данным в США на круг застрелили около трех десятков человек, раненых – под сотню. Наибольшее число погибших – в Чикаго – 17 человек. В Нью-Йорке тоже есть убитые, раненых – более сорока. А среди убитых по всей стране есть и дети. Младшей девочке, застреленной в Чикаго, – 7 лет. Девочку 8 лет застрелили Атланте.
А вообще перестрелки кроме Атланты и Чикаго шли в Мемфисе, Балтиморе, Гринвилле, Детройте. В каждом из этих городов есть убитые и раненые. В Вашингтоне от пули в голову погиб 11-летний мальчик.
Америку "Вести недели" обсуждают каждую неделю. И, конечно, мы говорим, что ненависть, разлитая по стране, приведет к стрельбе. Ведь в США стволов на руках куда больше, чем жителей, а ружье по законам драматургии должно выстрелить. Вот теперь оно уже и стреляет. Когда утихнет стрельба, не ясно. Поскольку американское государство утратило монополию насилие, то процесс уже развивается стихийно, то есть неуправляемо.
Правда, президент Трамп в своей праздничной речи обещал все же отстоять Америку: ее прошлое вместе с памятниками и ее настоящее. О будущем сейчас там мало кто загадывает.
"Наша нация стала свидетелем беспощадной кампании по уничтожению всей нашей истории, клеветы на наших героев, стирания наших ценностей и идеологической обработки наших детей", – заявил Дональд Трамп.
Президент США говорит о больном. О захвате прессы и системы образования непримиримыми либералами, которые в борьбе за якобы свободу насаждают то, что Трамп определяет как "крайне левый фашизм".
"В наших школах, наших новостных редакциях, даже в наших советах директоров объявился новый, крайне левый фашизм, который требует абсолютной лояльности. Если вы не говорите на его языке, не исполняете его ритуалов, не читаете его мантры и не выполняете его заповеди, то вас подвергнут цензуре, прогонят, занесут в черный список, будут преследовать и карать. Так вот с нами этого не случится", – заверил Трамп.
Вообще-то уже случилось. И, кстати, ростки того, что сейчас творится в Штатах, есть и в России. Когда наши непримиримые либералы объявляют кого-то нерукопожатным и сами претендуют на владение некоей сверхправдой, когда создают некие черные списки, обещая преследовать и карать, то что это? Трамп называет это "крайне левым фашизмом". У нас до такого пока не дошло, но поучительно. Хотелось бы, чтобы и не дошло. А в Штатах дошло. И вот он, урок.
"Чудовищный беспредел на улицах городов, где заправляют либеральные демократы, – предсказуемый результат многолетней радикальной идеологической обработки и предрассудков в образовании, журналистике и других культурных учреждениях. Вопреки всем законам общества и природы наших детей в школе учат ненавидеть свою страну и считать мужчин и женщин, которые ее построили, не героями, а злодеями. Радикальный взгляд на американскую историю – это паутина лжи: вся перспектива замарана, вся добродетель сокрыта, каждый мотив и каждый факт искажены, а малейший недостаток раздувается до тех пор, пока вся история не окажется переписана и изуродована до неузнаваемости", – заявил Трамп.
Его речь продолжалась 43 минуты и прерывалась аплодисментами за это время 63 раза. Понятно, что аплодировали сторонники.
Тем временем его противники продолжали зачищать американскую историю, которую ненавидят. "Вести недели" уже рассказывали, что знаменитые американские ковбойские фильмы-вестерны сейчас там к прокату не допущены. Так вот на этой неделе набирала общественную силу инициатива Демпартии переименовать калифорнийский аэропорт в округе Ориндж, убрав из его названия имя оскароносного актера Джона Уэйна.
Джон Уэйн – главный ковбой Америки и главный шериф. Скончался в конце 70-х, но увековечил себя в топах первой сотни самых великих в американском кино ХХ века. Сегодня этой культуры нет. Она под запретом. И запрещено даже вспоминать о ней. Либеральный приказ – стереть ластиком, словно и не было ничего подобного.
"Вести недели" как-то уже говорили, что осмыслить сложнее, чем запретить. А в американском прошлом, есть, что осмыслить. Вот, например, борец с рабством Томас Джефферсон – автор Декларации независимости и 3-й президент США. Трампу он нравится.}
"Он был архитектором, изобретателем, дипломатом, ученым, основателем одного из величайших университетов мира и горячим защитником свободы. Американцы всегда будут восхищаться творцом американской свободы Томасом Джефферсоном. И он тоже никогда нас не покинет", – сказал Трамп.
Между тем Томас Джефферсон был абсолютно убежден, что белые и черные в Америке даже после отказа от рабства ужиться не смогут. "Нет ни малейшего сомнения в том, что этим людям суждено быть свободными. С такой же долей уверенности можно утверждать, что две в равной степени свободные расы не смогут существовать в рамках одной публично-правовой системы. Между этими расами существуют неизгладимые различия, в том что касается их природы, привычек и мнений", – говорил он.
Теперь понятно, почему памятник Томасу Джефферсону в Портленде снесен в числе первых. И не очень понятно, почему мемориал в Вашингтоне Томасу Джефферсону до сих пор на месте.
Но как Томас Джефферсон планировал решить проблему? А Джефферсон предлагал освобожденных негров просто-напросто депортировать из США обратно в Африку. Вывезти насильно, как и привезли. Это сейчас негров в США на круг – 50 миллионов, а во времена Джефферсона их было полтора миллиона. Тоже много, но все же в 33 раза меньше. Так вот Джефферсон предлагал, не дожидаясь того, что сегодня, объявить свободными детей рабов, родившихся после определенной даты. Оставить их с родителями до достижения совершеннолетия, а потом и депортировать из США. Он даже все рассчитал.
"Предположим, что годовой прирост составит 60 тысяч новорожденных. Пятьдесят кораблей грузоподъемностью 400 тонн при непрерывной загрузке с учетом короткого расстояния смогут вывезти годовой прирост. При этом старики будут умирать от естественных причин, и их численность будет постепенно сокращаться, пока не достигнет нуля", – отмечал Джефферсон.
Идеи Джефферсона о депортации освобожденных рабов были популярны, а гуманность состояла в том, что, вывозя негров обратно в Африку, нужно дать им с собой оружие для охоты, семена и утварь. Но вывозить надо непременно.
Аргументы отца-основателя США были такими: "Дело в том, что люди, которые с детства не испытывают необходимости думать или предугадывать ход событий, по складу своего ума становятся подобны детям, они не способны позаботиться о себе и воспитать молодое поколение. Это, пожалуй, может произойти с людьми любого цвета кожи, но в отношении данного цвета кожи мы знаем это наверняка. При этом из-за своей праздности и вытекающих из нее бесчинств они становятся язвами на теле общества".
Ну, и на закуску. Томас Джефферсон – о возможностях того, что он называл "либеральной конструкцией": "Я понимаю, что эта тема ставит непростые вопросы конституционного характера, но либеральная конструкция, имеющая обоснованную цель, может многое, вплоть до принятия необходимой поправки к Конституции. Отлучение младенцев от матерей может вызвать угрызения совести. Но это примерно то же, что отцеживать комара, а проглотить верблюда".
За Трампом под горой Рашмор голова Томаса Джефферсона – вторая слева. Трамп публично поклялся ее защитить. Но как? Для этого мало сказать, что Джефферсон, как и другие отцы-основатели, хороший. И мало выставить вокруг нацгвардию. Для этого нужно было воспитать по-другому поколения Америки. Задача непосильная ни для Трампа, ни для его поколения уже. Ведь политически Америка всегда провозглашалась непогрешимой, а глянцевый образ, распространявшийся по миру, был до предела упрощен и, как оказалось, ложен.
В итоге американская модель, которая так долго представлялась всем идеальной и универсальной, на глазах всего человечества сегодня рухнула. А моральное лидерство, вроде как дававшее право указывать другим, испарилось. Нет его, морального лидерства. Да, оно было, и сохранилась построенная на этом американская культура, но она – прошлое.
Конечно, в США еще много денег, и они продолжают печататься. Да, американские астронавты будут одеваться в дизайнерские костюмы. Да, там будут развиваться наука и технологии, будет изготавливаться оружие, но США на наших глазах утратили все же главное – внутреннее чувство превосходства, которое позволяло, например, президенту Обаме вот так выступать, получая авансом Нобелевскую премию мира. Вот послушайте, это из прошлого, и сколь очевидно, что ни одного слова правды в этом актерстве.
"Своей службой и жертвами наши мужчины и женщины в военной форме насаждали мир и процветание во всех странах – от Германии до Кореи, они позволили демократии укорениться на Балканах. Мы, американцы, понесли эту ношу не потому, что хотим навязать кому-то свою волю. Мы сделали это из просвещенного эгоизма: мы готовим лучшее будущее для своих детей, а потому верим, что это будет возможно, если не только наши дети, но и дети других – все будут жить в мире и процветании", – заявлял Обама.
Обама любил пафос. Трамп – тоже. Но при этом нынешний президент США уже не заявляет, что Америка готова "сеять мир и процветание по всей планете". Наоборот, Трамп обещает больше не свергать режимы и не заниматься "построением демократий" в других странах. Да оно и понятно. Дома сначала нужно разобраться. А планету учить уже нечему. И уже нет такого понятия, как "мягкая сила Америки". Была, а теперь сдулась.