Тема:

Судьба Святой Софии 10 месяцев назад

Святая София стала жертвой политических игр

Кому и зачем понадобилось превращать крупнейшую христианскую святыню, а ныне – музей в мечеть?

Кому и зачем понадобилось превращать крупнейшую христианскую святыню, а ныне – музей в мечеть?

У стен Святой Софии лавочники склонились над партией в нарды, но обсуждают они совсем не игру "Если они так хотят, значит, так надо. Но за короткое время сделать из музея мечеть невозможно". Но еще не закончилась партия в нарды, как двери в общемировую святыню закрылись.

Решение о смене статуса собора Святой Софии вступило в силу немедленно. Доступ в храм для туристов закрыли, вход охраняет усиленный наряд полиции. И так будет до 24 июля – в этот день в соборе Святой Софии состоится первый намаз.

Туристы из Франции, вырвавшиеся в отпуск, рассчитывали посмотреть византийские мозаики и фрески, а увидели только группы религиозных мусульман, которые теперь дежурят у провозглашенной мечети.

"Я очень расстроен, это неправильный шаг. Для меня это то же самое, как если бы Нотр-Дам закрыть для туристов и сделать мечетью", – говорит один из туристов.

Весь, далеко не только христианский, мир волнует судьба мозаик. В апсиде на троне восседает Богоматерь, она держит перед собою младенца Христа. Слева – архангел Гавриил. На входной стене – Деисус – лики Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Сохранились и 12 апостолов, ветхозаветные пророки, святители. Самые древние мозаики – IX век. Эти стены видели и княгиню Ольгу, которая приняла здесь крещение, и послов князя Владимира, которые были "пленены небесной красотой" Святой Софии. Этот храм дал вдохновение зодчим в Киеве, Новгороде, Полоцке.

Изображения под слоем штукатурки обнаружили впервые в середине XIX века, но открыли лики миру только в 1935 году, когда по личной инициативе Мустафы Кемаля Ататюрка, первого президента светской республики, Айя-София превратилась из мечети в музей.

Сегодня Госсовет Турции признал то решение незаконным.

"Когда Айя-Софию сделали музеем, она стала символом толерантности, доброго соседства между мусульманами и христианами, и сейчас это символичное значение уничтожено", – считает Гюнеш Хакан, доцент факультета политологии Стамбульского университета.

Византийские святыни, превращенные в мечети, в Стамбуле уже есть. Второй крупнейший после Софии памятник – монастырь Пантократора, построенный в XII веке. Сегодня это мечеть Зейрек. Как были украшены стены христианского храма, сегодня не видно. О нем напоминает лишь совсем небольшой крест. Даже мраморный пол скрыт под ковром. Туристам разрешено посещать мечеть тогда, когда нет молитвы.

В отношении судьбы Айя-Софии как мечети президент Эрдоган пока пообещал только бесплатный вход.

Возразить здесь должен был прежде всего патриарх Константинопольский, чья кафедра до турецкого завоевания находилась в храме Святой Софии. Но заявление Варфоломей сделал одним из последних. А турецкие ультраправые, младшие партнеры Эрдогана по коалиции, сразу одернули патриарха: защищать собор – это уже за рамками его полномочий.

"Поскольку Варфоломей не может сказать, что собор Святой Софии должен быть превращен в церковь, вместо этого он говорит, что собор Святой Софии служил христианам 900 лет, а мусульманам – 500, поэтому он должен оставаться музеем. Патриарх Варфоломей вышел за пределы своей компетенции. Он совершает существенную логическую ошибку", – сказал Исмет Бююкатаман, генеральный секретарь Партия националистического действия.

Вселенский патриарх, который ютится в Стамбульском квартале Фанар, в небольшом храме святого Георгия, занимался в последнее время церковным расколом на Украине, а в историю войдет в историю как патриарх, при котором Святая София снова стала мечетью. Президент Эрдоган же, напротив, хочет продемонстрировать свое лидерство в мусульманском мире.

"Раскол дальше уже обрастает бедами и несчастьями. Патриарх Варфоломей подписал томос, не прошло и двух лет как случилось то, что случилось", – отметил Георгий (Сергеев), настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Стамбуле.

В храме святых Константина и Елены – основателей Константинополя – праздничная служба. 12 июля – день Петра и Павла. Апостолам молятся о мире во Вселенной, а сегодня еще и о сохранении взаимопонимания между христианами и мусульманами, несмотря на решение президента Эрдогана. Он таким шагом хочет продемонстрировать свое лидерство в мусульманском мире.

"Вся его политика об этом говорит. То, что он себя так позиционирует, не говорит о том, что арабские страны тоже видят его лидером. Они не воспринимают Эрдогана как лидера", – подчеркнул богослов Назиф Ай.

Но прежде всего возвращение появление мечети Айя-София направлено на решение внутриполитических проблем. Муниципальные выборы 2019 года для правящей партии во главе с Эрдоганом закончились неудачно – в крупнейших городах страны – Стамбуле, Анкаре, Измире – победили республиканцы. Нынешний мэр Стамбула – вероятный противник президента Эрдогана на выборах 2023 года.

Как раз накануне муниципальных выборов в прошлом году президент Эрдоган озвучил желание сделать Айя-Софию мечетью – в ответ на инициированный Трампом перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Сегодня пандемия обнажила экономические проблемы в стране.

"Если посмотреть на опросы, то сейчас авторитет правящей партии падает день за днем. И очень много сейчас новых партий, которые создали именно ортодоксальные политики. И открыв храм как мечеть, правящая ПСР пытается восстановить свой рейтинг на внутриполитической арене страны", – уверен эксперт по международным отношениям и безопасности Гекчен Гексал.

По опросу, проведенному компанией Areda в начале июля, 79% граждан Турции хотят, чтобы Айя-София была мечетью. Противники этого решения – а их в Турции все-таки немало – напоминают: памятник находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Это не просто мечеть, не просто собор, там ведь до этого был и языческий храм. Не важно, кто ты, ты можешь сейчас там помолиться в тишине, нет никаких проблем. Это место – общечеловеческая ценность", – считает Гюнеш Хакан.

Хоть музейный характер – это и типичный атрибут для объектов в списке ЮНЕСКО, но все-таки необязательный. Турецкие власти обещают оставить христианские мозаики, но их могут закрыть от глаз верующих. Детали должен сообщить сам президент Эрдоган. Пока известно, что мечеть сохранит название храма и останется Святой Софией.

29 мая. Имам читает суру "Аль-Фатх" внутри еще музея в честь годовщины взятия Константинополя. По масштабу празднований ясно: храм, которому уже полторы тысячи лет, для сегодняшней Турции – это еще и символ государственности.

Сейчас внутри идут приготовления к новому празднику. Нет сомнения, что первый намаз внутри обновленной мечети будет именно торжеством. Для одних – радостным, но для других – скорее, поминальной службой по светской Турции Кемаля Ататюрка.