Тема:

Обмен санкциями 1 час назад

США против ЕС: старая кара и главная надежда

Пример недобросовестной конкуренции пришел с европейского газового рынка. Госсекретарь США Майк Помпео потребовал в ультимативной форме, чтобы европейские компании – участники "Турецкого потока" и "Северного потока-2" – "убирались из проекта, иначе их ждут тяжелые санкции".

Пример недобросовестной конкуренции пришел с европейского газового рынка. Госсекретарь США Майк Помпео потребовал в ультимативной форме, чтобы европейские компании – участники "Турецкого потока" и "Северного потока-2" – "убирались из проекта, иначе их ждут тяжелые санкции". И это при том, что объекты почти достроены, а компании уже вложили в них миллиарды евро и долларов. Это уже не стандартный наезд на экономические интересы потенциального противника, а попытка вытереть ноги о своих ближайших многолетних союзников. Что ответили союзники?

Новая страшная кара, которую США угрожают обрушить на участников проекта "Северный поток-2" и второй очереди "Турецкого потока", не совсем новая. В том смысле, что она давно уже заложена в замороженном виде в 232-й статье Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций.

Чем хуже ситуация внутри США, тем выше вероятность того, что под президентские выборы Трамп развяжет санкционную войну. Госсекретарь Помпео недавно предъявил ультиматум. "Попытки вмешаться в нашу демократию столкнутся с тяжелыми последствиями", — заявил он.

Санкции задним числом – это новое слово в истории использования этого инструмента, не оставляющее камня на камне от ключевого принципа защиты инвестиций. В отношении участников "Турецкого потока" прямая угроза, по оценкам экспертов, существует только для совместного предприятия "Газпрома" и "Сербиягаза" – сумма капитальных вложений около полутора миллиардов евро. Санкции против участников "Северного потока-2" угрожают 120 европейским компаниям. Они поставлены перед перспективой потерять деньги, потому что американцам захотелось вытеснить Россию с европейского газового рынка.

В числе первых на очередную порцию угроз отреагировал Восточный комитет германской экономики, который объединяет немецких предпринимателей, ведущих бизнес с Россией: "Угроза немедленных санкций США против европейских компаний, участвующих в проекте Nord Stream-2, отмечает невероятно низкий уровень трансатлантических отношений: это беспрецедентное вмешательство Америки в европейский энергетический суверенитет приведет к дефициту поставок и, следовательно, к чрезмерным ценам".

В целом в Европе понимают, что замена дешевого российского топлива на дорогой сжиженный газ из США ударит по самочувствию европейских предприятии и домохозяйств. Пока не понятно, как оценивают риски соинвесторы "Газпрома" энергетические компании OMV, Engie, Uniper, Wintershall и Shell, вложившие в "Северный поток-2" по 950 миллионов евро, половину его стоимости, которую в случае выхода из проекта никто не компенсирует. Менеджмент компаний пока воздерживается от комментариев.

Но в истории "Северного потока-2" уже был случай, когда шантаж сработал. В конце прошлого года США выдали черную метку швейцарской фирме Allseas, чьи суда Soliter и Pioneering Spirit прокладывали газопровод. Американцы угрожали арестом активов, блокировкой счетов и визовыми ограниченными. Швейцарцы испугались и уплыли.

Именно тогда на горизонте появились российские трубоукладчик "Академик Черский" и транспортная баржа "Фортуна", которые должны достроить 130 километров газопровода. Сейчас они стоят в немецком порту Мукран и могут выйти в море уже в начале августа. Недавно Дания выдала техническое разрешение на работу в своих территориальных вода двум этим судам с якорным позиционированием. В Балтийском море в свое время затопили бочки с химическим оружием – таких подводных объектов на пути газопровода нет.

Но США и помимо экстерриториальных санкций постараются соорудить какие-нибудь препятствия. Скоро Помпео собирается в Копенгаген. Явно с подрывными целями, хотя миссия эта сложно выполнима. В прошлом году Дания и так создала уже немало проблем для "Северного потока", беспричинно затягивая с разрешением на прокладку трубы в своих территориальных водах.

В Германии это вызвало большое раздражение. И Дания, если решится повторить что-то подобное, поставит себя в радикальную оппозицию не только Берлину, но стараниями Меркель теперь уже и Брюсселю.

Европейская реакция на угрозы Помпео явно продемонстрировала повышение ставок в конфликте. Расшифровывая последнее заявление немецкого министра иностранных дел Хайко Мааса: американские санкции в отношении европейских компаний поставят под вопрос единство запада по санкциям в отношении России.

"Европейская энергетическая политика осуществляется в Европе, а не в Вашингтоне. Экстерриториальные санкции мы твердо отвергаем. Мы считаем неверным вводить санкции против партнеров. Нам нужна общая трансатлантическая позиция по санкциям против России. Сегодняшнее решение американского правительства еще сильнее усложняет данные старания", – уверен Маас.

Германия до сих пор играет ключевую роль в сохранении санкционной политики ЕС. Шесть лет в Берлине думали, что стоят в одном строю с США, а теперь Трамп открывает против них второй фронт.

Еврокомиссар по иностранным делам Боррель сообщил, что в ЕС разрабатывают некие контрмеры. Подробностей нет. Но самым сильным европейским ответом могла бы частичная или даже полная отмена антироссийских санкций. Сейчас это, конечно, фантастика, хотя некоторые фантастические перемены уже приходится констатировать.

Но главная надежда Германии и Европейского союза состоит в том, что отвечать не придется. До выборов в США санкции не введут. Трампа не выберут, а демократы, придя к власти, перестанут навязывать европейцам свой сжиженный газ и вмешиваться в их энергетическую политику. Это не очень сильная позиция, хотя такой вариант пока тоже возможен.