На американо-китайском экономическом фронте складывается напряженная ситуация.
В этой холодной войне Пекин до последнего старался следовать заветам древнекитайского трактата Сунь-цзы "Искусство войны", где лучший способ одержать победу – это избежать самой битвы. Но в нынешних условиях отвечать на атаки Вашингтона приходится его же способами, то есть жестко, ведь из всей китайской военной философии американцы взяли на вооружение, похоже, единственный принцип – обман.
Уйгурский ресторанчик, каких в центре Пекина немало. На вывеске – вязь. Чай наливают на синьцзянский манер. Если верить отчетам Белого дома, все это в Китае под запретом. Хозяйка ресторана очень удивилась. "Если гости – китайцы, мы говорим с ними по-китайски, если уйгуры – по-уйгурски. Нам никто говорить на родном языке не запрещает", – сказала она.
20 лет назад они переехали в Пекин из Урумчи, но каждый год ездят на родину. И ни разу не слышали, чтобы кого-то из знакомых в Синьцзяне китайские власти угнетали.
Но Вашингтон за уйгуров уже решил: им не дают молиться, разрушают мечети, отправляют в концлагеря. Виновным в Госдепе тут же назначили коммунистический китайский режим. И вот уже The New York Times делится планами Белого дома запретить въезд в США всем членам Компартии, а их в Китае не меньше 90 миллионов, включая американских любимцев – от Джеки Чана до Джека Ма.
"Если эти планы у США действительно есть, жаль. Такая сильная страна, что она вообще может предложить миру, кроме как швыряться санкциями?" – отметил официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
В ответ Китай составляет свои санкционные списки, куда включает и сенаторов Рубио и Круза, и конгрессмена Смита. А заодно советует Белому дому следить за соблюдением прав человека у себя на родине, попутно напоминая про военные операции – от Афганистана до Ливии.
Диагноз американской верхушке сначала поставила китайская пресса: "Последние меры США не только отражают шизофрению в системе, но и полное игнорирование суверенитета Китая". А потом и глава китайской дипломатии Вань И: "Американская сторона совершенно открыто ставит свои интересы выше других. Они уже утратили разум, нравственность и доверие".
Отсутствием разума в Белом доме Пекин считает в том числе и подписанный Трампом Акт об автономии Гонконга, которую американские власти сами же и перечеркивают, но обвиняют в этом Пекин. А ведь американский закон как раз и лишает Гонконг статуса свободной экономической зоны, а значит, торговых и таможенных преференций.
"США не имеют права вмешиваться в наши дела в Гонконге. Да и санкциями они вредят сами себе. Потому что наше развитие зависит от США в меньшей степени", – заявила Элизабет Куат, член Заксобрания Совета Гонконга.
Особый гонконгский статус для Пекина был важен еще и потому, что через него в Китай заходили западные компании. Но ровно поэтому важен он был и для Запада, который теперь просто захлопнул для себя этот вход на китайские рынки. И все из-за закона о нацбезопасности, которым Пекин решил поставить заслон экстремизму, что – как считают китайские власти – культивировался в бывшей британской колонии не без участия американцев. И ведь действительно, после принятия документа Гонконг, наконец, выдохнул.
Не прекратилось только американское давление. Речь генпрокурора США Барра, обвинившего американский высокотехнологичный сектор, а вместе с ним и Голливуд в преклонении перед Поднебесной, в Китае разложили по полочкам. Особенно досталось за Huawei, чье оборудование Штаты уговорили демонтировать и Великобританию. Предлог – борьба с китайским шпионажем.
"Единственная вина Huawei в глазах США – в том, что это китайская компания, верно? Huawei готова подписать соглашение о запрете слежки со всеми странами. Есть еще кто-то, кто так сделал? Могут ли американские компании, такие как Apple и Cisco, сравнятся с Huawei по такой прозрачности?" – заявил Хуа Чуньин.
Теперь в шпионы записали и китайский видеохостинг TikTok. Для Трампа что шпиономания, что коронавирус – равно Китай. В телеэфире такой подход раскритиковали даже бывшие сотрудники Госдепа.
"Я думаю, что США были слишком гиперкритичны в своей критике Китая иногда без каких-либо доказательств вообще. Это политический сезон в США, когда Трамп баллотируется, члены Сената и Конгресса – тоже. И они используют Китай в качестве козла отпущения, чтобы помочь им переизбраться", – уверен бывший посол США в Китае Макс Баукус.
Чтобы настроить Трампа на конструктивность, Пекин и отвечает санкциями. В черный список включили крупнейшего американского экспортера вооружений корпорацию Lockheed Martin – за то, что готовила поставки оружия на Тайвань. К китайскому острову Вашингтон давно не ровно дышит. Хотя формально вроде бы и поддерживает "неделимость КНР". До тех пор. пока речь не заходит о Южно-Китайском море, на которое – по мнению Помпео – эксклюзивных прав у Китая нет. В Пекине посоветовали Помпео посмотреть на карту, а заодно ответить, что делают там американские военные корабли. Что до обвинений стать сверхдержавой номер один, пекинский ответ Вашингтону оказался по-китайски философским: "Чаяний лебедя воробей понять не сможет".