Лондон обнародовал доклад о якобы имевшем место российском вмешательстве в референдум по Brexit, но он оказался набором бюрократических клише на 50 страниц. Главе британского МИДа Доминику Раабу пришлось оправдываться перед журналистами, что расследование никто "не спускал на тормозах" и "в Лондоне бдят". Куда оптимистичнее британец был, когда спросили о сотрудничестве с США. В присутствии своего коллеги, американского госсекретаря Помпео, Рааб дал понять, что дружить Лондон и Вашингтон будут против Пекина, и к 2028 году полностью откажутся от оборудования китайского телекоммуникационного гиганта Huawei.
Широко разрекламированный доклад о российском вмешательстве в британскую политику оказался на редкость несодержательной бумагой. Его авторы исходят из идеи, что такое вмешательство обязано быть, но при этом не могут привести никаких доказательств.
Доклад представляет собой пятидесятистраничный документ с многочисленными пропусками и секретным приложением, которое не предназначено для публикации: "Похоже, что Россия считает Великобританию одной из своих главных целей в западном мире, и, хотя мы, возможно, не испытываем того уровня и типа угроз, которые испытывают граничащие с Россией страны, эксперты считают, что в списке приоритетов мы следуем сразу за США и НАТО".
Далее идут заявления об угрозе со стороны российских хакеров, опасности вывезенных в Лондон капиталов и степени влияния информационного агентства Sputnik и телеканала Russia Today. Высказываются предположения о том, что Россия могла вмешиваться в референдумы о Brexit и независимости Шотландии.
Подтверждающих фактов докладчики представить не смогли. Их отсутствие они объясняют тем, что сама по себе эта тема британское правительство до сих пор мало интересовала.
"Основной момент, о котором мы говорим в своем докладе, заключается в том, что никто даже не задумался проверить, имело ли место российское вмешательство", – говорит Доминик Грив, глава комитета по разведке и безопасности парламента Великобритании в 2015-2019 годах.
Эту мысль Грив, который готовил доклад, пытался разнести сегодня по всем британский телеканалам: "А для российского телевидения интервью можно записать? – Нет! – А почему нет? В чем причина? – Потому что мне надо будет идти на интервью. – А после этого? – Нет, и после тоже нет. Я не буду общаться с русскими".
В посольстве России в Лондоне доклад внимательно прочли. В чем суть предъявляемых обвинений для дипломатов осталось загадкой.
"Если одной фразой, то это поистине шекспировский случай: "много шума из ничего". Если заменить здесь название "Россия" на любую другую страну, например, Китай, содержание не измениться. А самое плохое в том, что они и сами не хотят с нами восстанавливать отношения и других пытаются от этого отговорить. И это последняя фраза в этом докладе", – сообщил Андрей Келин, посол России в Великобритании.
Среди экспертов, которых привлекали к разработке доклада, есть фамилии осужденного в России за неуплату налогов Билла Браудера и бывшего сотрудника британской разведки Кристофера Стила. В 2016 году он был автором липового досье на Дональда Трампа.
"Мы должны требовать, чтобы нам объяснили, что у них за источники, откуда эта информация пришла. Если нам об этом не говорят, то все эти обвинения не имеют никакого значения", – считает Маркус Пападопулос, главный редактор журнала Politics First.
Но разработчики доклада уже пришли к выводу, что британским спецслужбам для борьбы с российским влиянием не хватает полномочий и сил.
Тема русской угрозы хорошо легла в повестку дня кабинета министров Великобритании. Борис Джонсон принимал сегодня американского госсекретаря.
Страны объединяет не только антироссийские санкции. Лондон присоединился к Вашингтону в борьбе с Китаем. Главный шаг – отказ от сотрудничества с технологическим гигантом Huawei в создании здесь сети 5G. Это то, на чем США давно настаивали.
"Мы надеемся создать коалицию с другими странами, которые осознают наши опасения и готовы работать вместе с нами", – заявил Майк Помпео, госсекретарь США.
С точки зрения экономики испорченные отношения с Китаем Лондону объективно вредны. Но мнение США по ключевым вопросам внешней политики здесь остается решающим.