Пёсья голова и космические корабли: иконы, способные поразить

фото: Википедия
Странные, написанные не по церковным канонам иконы, сопровождают нас всю жизнь. Иногда верующий человек не подозревает, что он молится перед "неправильно" написанной иконой.

Иконы — бумажные, писаные, вышитые гладью или золотом, мозаичные – висят в храмах и музеях, стоят дома между солонкой и хлебницей, лежат от сглаза в кошельке, болтаются на оберегах и украшениях. В "сюжет" икон всматриваются, вчитываются единицы: для верующих это привычный антураж, для равнодушных — предмет бытового православия (кому поставить свечку от порчи, алкоголизма, перед путешествием). Для атеистов икона – повод упрекнуть христиан в языческом поклонении.

Даже молящиеся перед чудотворным образом зачастую смотрят на икону отстранено. В лучшем случае представляя, что разговаривают с Христом, Божией Матерью или святыми, в худшем, выполняя положенный ритуал: перекрестился, поцеловал, пробормотал слова просьбы, отошел. Не глядя.

Совсем недавно мы собирались в гости: подруга пригласила на юбилей.

Начались приятные хлопоты: выбор платья, украшений. Обуви, конечно же. И сумки. Сложнее всего было определиться с подарком: подруга принадлежит к касте под названием "все есть". Таким можно спокойно ничего не дарить — они не переживают. Или удивлять подарком.

Я придумала второе — семейную икону. Это такой образ, где вокруг центральной фигуры (Христа или Богородицы) собраны те святые, в честь которых крещены члены одной семьи. Довольно быстро стало понятно, что стоимость семейной реликвии даже для складчины превышает человеческие возможности. Оказалось, при заказе иконы учитывается ее размер, количество золота, число изображаемых персонажей и самостоятельных композиций. Поэтому, "переобувшись на ходу", предложила собственный сюжет.

Центральной фигурой сделать Марию Египетскую (в ее честь крещена юбилярша) – эту святую чаще всего изображают в двух вариантах: идущую полуобнаженной по пустыне, либо традиционное "иконописное" изображение по пояс.

Идея была (как мне казалось) прекрасна. Взять за основу первый вариант, но написать так, будто преподобная оказалась в пустыне в ночи. И ее тенями окружают непрорисованные фигуры святых-покровителей остальных членов ее семьи – как на картине Архипа Куинджи "Христос в Гефсиманском саду". Тем самым композиция оставалась одна, как и персонаж. А в золоте нужда отпадала совсем.

Творческий подход иконописцы отвергли, сказав, что темперная краска, которой пишутся иконы, неспособна работать в формате полутонов. А масляной краской они писать отказались, предложив поискать художника.

Отказались еще и по причине того, что такую икону нельзя признать соответствующей христианской догматике (систематизированное изложение положений религии), поэтому она неканонична. В то время иконографические каноны, то есть стандарты изображения (в России их называли изводы) — обязательно должны отражать общехристианские традиции и иногда местные особенности художественных школ.

Так я выяснила, что есть каноничное и неканоничное написание икон.

О канонах написания икон коротко говорить не получится. Хотя попробовать можно: они в чем-то похожи на орфографию, синтаксис в русском языке, где все по правилам, но на всякое правило есть исключение. Для образов, которые нельзя подвести даже под исключения, есть вкладка под названием "другие сюжеты".

Остальное оказывается в разделе "странные иконы".

Таких икон на самом деле превеликое множество. У одних есть оправдывающая их появление история, другие обрастают легендами и так и остаются неразгаданными загадками. Третьи современное православное общество не принимает настолько яростно, что устраивает погромы.

Совсем недавно, всего 5 лет назад православные активисты разгромили в "Манеже" выставку "Скульптуры, которых мы не видим", повредив полностью или частично четыре работы Вадима Сидура. В том числе "Распятие".

К другим иконам относятся "Всевидящее око Божие", "Древо Иесеево" (второе название – "Родословие Иисуса Христа", "Таблицы канонов". икона "Иоанн Предтеча – Ангел пустыни", написанная в 1560-х годах по заказу Иоанна Грозного с крыльями и своей собственной головой на блюде. А в построенном в 1339-м году монастыре Высокие Дечаны в Косове, есть прелюбопытная фреска под названием "Смерть Христа". Если подойти поближе, можно увидеть нечто напоминающее космические корабли из фантастического фильма: капсулы для одного человека – пилота.

https://www.serbia.com

Или "Битва новгородцев с суздальцами". Сохранилось несколько икон второй половины XV – начала XVI века с этим сюжетом. Каждая подробно описана искусствоведами и иконописцами, но идея странности иконы, композиция которой иллюстрирует, как одни русские убивали других, витает в воздухе. Если подробнее, икона освящает историческую повесть о победе новгородцев над суздальцами и их союзниками (рязанцами, муромцами, смолянами) в 1169-м году. Рассказ об историческом событии переплетается с чудом от новгородской святыни — иконы Знамения, ослепившей врагов новгородцев и вынудившей их отступить.

Странной затеей кажется изображение Моисея с рожками. Однако и его можно формализовать, объяснить, ввести в раздел странных, но каноничных. Считается, что первое изображение рогатого пророка дело рук Микеланджело. И Библия Вульгата, в которой он мог прочитать про Моисея представляет собой уточненное и исправленное издание более старого перевода Септуагинты, где про Моисея написано: "Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним" (Исх. 34:29).

Или двенадцатичасная икона "Символ веры", каждое клеймо которой изображает одну часть Символа Веры. В русском искусстве икона стала модной в XVII веке. Тогда, на стыке с XVIII веком появилось немало загадочного. До этого времени подобная иконография была неизвестна на Руси, но затем она появляется как в настенных росписях, так и в иконописи. Традиция иллюстрирования христианских символов хорошо известна в искусстве Западной Европы. В России исследователи иконографии относят ее появление к влиянию гравюр иллюстрированной Библии издателя Никласа Пискатора: отдельные клейма иконы являются копиями гравюр "Апостольского кредо" из этой книги.

К "странным" придется причислить образы святой Марины. По византийской версии Марина забила беса молотком. В "Золотой легенде" про святую Марину (Маргариту) рассказывается, что ее проглотил дракон, но, поскольку в руке ее был крест, дракону пришлось ее выплюнуть. По средневековым изображениям дракон имеет глуповатое выражение "лица", а изо рта его традиционно торчит синий кусочек ткани, напоминающей джинсовую. На самом деле это плащ святой — его она не успела выхватить из драконьей пасти. Надо сказать, раннехристианские девы давали отпор не только бесам и драконам. Многие не боялись давать отпор императорам, а одна отбила всякую охоту приставать к ней у местного плейбоя. Иконография запечатлела многие такие подвиги..

Мученик Христофор почитается по всем мире. Но особенно в Испании. В Европе ему молятся во время во время эпидемий. У греков существует поверье, что увидевший икону Христофора, в этот день не умрет внезапно или от какого-либо приключения, поэтому его икону ставят при входах в церкви, чтобы ее видели не только входящие, но и мимоидущие. Почитанию святого нисколько не помешало появление икон, на которых Христофор изображен с песьей головой. По некоторой легенде по происхождению он был из канинеев (лат. canis – собака) или кинокефалов (собакоголовых). По еще одной версии мужчина был чрезвычайно красив и попросил Бога избавить его от этого бремени. В результате у него появилась песья голова.

В русской традиции против такого изображения святого был князь Димитрий Ростовский. Митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) запрещал в храмах иметь иконы святого Христофора с песьей головой, приказав записать собачью морду человеческой головой. Тем не менее, в музее Ростовского кремля находится большой образ святого Христофора первой половины 17 века, на которой мученик с песьей головой изображен в полный рост.

Но, пожалуй, самое большое число удивительных или странных икон посвящены Богородице. От иконы Успения, где Иисус "укачивает" на руках свою Мать, написание которой основано на апокрифах, посвященных смерти Богоматери до различных списков каноничных образов и полных драматизма рассказах их обретения (нахождения, обнаружения).

Загадочная история происхождения и пропажи странной в написании иконы "Калужской Божией Матери" в конце XIX — начале XX века. Странной потому, что Богородица написана в непривычной манере – вместо Младенца в руках у нее книжка. Говорят даже, что образ писался с последней русской царицы – первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, которая была заточена в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения иконы.

Впрочем, пропажу образа объяснить проще — икона была настолько щедро украшена драгоценными камнями и серебром, что ее вполне могли похитить не из-за значения, а ради наживы. Хотя многие верующие предпочитают другую версию — икона была скрыта богобоязненными людьми.

Что же касается ее появления, икону обнаружили в 1748-м году в селе Тинькове под Калугой. Однажды две служанки помещика Василия Кондратьевича Хитрово работали на чердаке. Девица Евдокия, отличалась грубым и своенравным характером, была вспыльчива, не переставала ворчать и браниться. Подруга уговаривала не ругаться.

В числе старых вещей девушки нашли холст, на котором была изображена женщина. Подумав, что это игуменья монастыря, кроткая девушка припугнула строптивую, что, если та не прекратит ругаться, игуменья прогневается на нее. Евдокия тут же плюнула на портрет и мгновенно упала замертво. Полумертвую Евдокию положили под образа. В ту же ночь ее матери во вне явилась Богородица и сказала, что дочь оскорбила ее саму Богородица велела совершить водосвятный молебен перед холстом и окропить умирающую освященной водой. После чего Евдокия исцелилась. Икона исцелила еще одну девушку и была перенесена в Калугу, потом избавила город от холеры и спасла его во время войны 1812-го года.

Про икону Божией Матери "Три Радости" на православных порталах сообщается, что "в начале 18 века некий благочестивый живописец привез в Россию из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство". На самом деле странная икона "Трех Радостей", от которой, как известно, произошло немало чудес, была копией с одного из "Святых Семейств" Рафаэля (вероятнее всего, с "Мадонны в кресле"). Известно даже, что саму Мадонну художник писал с Маргериты Лути по прозвищу Форнарина. Она же стала моделью для Сикстинской Мадонны. В Италии верят, что однажды увидев Маргериту, Рафаэль полюбил ее, и до самой смерти Рафаэля, они неразлучно были вместе – дышать не могли друг без друга. Форнарина запечетлена на множестве полотен великого Рафаэля и его учеников. И (отчасти) на русской иконе "Три радости".

К не совсем правильным относится майоликовая фреска работы Кузьмы Петрова-Водкина на здании церкви ортопедического института Вредена.

https://www.culture.ru

Художник подготовил эскиз Казанской иконы и отправил его в Лондонскую керамическую фабрику Дультон, чтобы там изготовили майолику. В 1904 году панно доставили в Санкт-Петербург. Заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина Валентина Бородина так описывает это событие: "Петров-Водкин вместе со специалистами из Лондона участвовал в установке майоликового панно на фасаде здания. Он был немного расстроен тем, что майолика значительно отличалась от эскиза на картоне. Сохранены были общие стилистические черты образа Богоматери и младенца, но цвет претерпел значительные изменения, неизбежные при ограниченных цветовых возможностях глазури и обжиге – с красного в одеждах Богородицы и младенца на голубой. Майолика "Богородица с младенцем" К.С.Петрова-Водкина прямого иконографического типа не имеет". Иначе говоря, Казанская, но неправильная. В отличие от религиозной живописи Виктора Васнецова, написавшего огромное количество русских святых в византийской традиции.

Перечислять странные иконы Божией Матери можно бесконечно. Среди них акафистные шитые образы. Например, подвесные пелены под иконы. На крестных ходах ими закрывали иконы от осадков, а в храме подвешивали под икону. сюжет был аналогичным или дополняющим писанный образ. И, конечно же, покровцы, хоругви – они ценились меньше икон на доске, поскольку у вышивки всегда было утилитарное применение, ими украшали богослужебную утварь (исключение составляла господская Плащаница, как образ погребальных пелен Христа, Плащаница святыня сама по себе).

Поскольку ценность шитья была меньше, то и рассматривать их с такое же строгостью как иконы не было нужды.

К "другим" относится и икона "Прибавление Ума", написанная со статуи Божией Матери в Лоретто, изготовленной, в свою очередь, по оригиналу из Святой земли. Перуанская религиозная живопись, деревянное иконное зодчество в Перми или на Белом море...

А в Назарете на месте Благовещения стоит католический храм. По кругу украшенный иконами Божией Матери, написанными иконописцами со всего земного шара. Здесь за несколько минут можно получить прививку странными иконами на всю жизнь.

Или понять, что у Бога нет "странных" икон. Они кажутся странными тем, кто вне этой культуры. Когда привыкаешь к их языку, странного становится гораздо меньше.