Изолировать очаг заражения, перекрыть доступ людей к опасным объектам и срочно приступить к ликвидации загрязнения территорий — экологическая катастрофа в городе Усолье-Сибирское в Иркутской области 30 июля стала темой совещания у президента. Одно из крупнейших в Сибири предприятий "Усольехимпром" десятилетиями отравляло окружающую среду ядовитыми химикатами, а потом закрылось, оставив ядовитое наследство. Как будут спасать природу и людей?
Заброшенный химический завод, огромная территория — 600 гектаров. Тонны оставшихся здесь после разорения и закрытия предприятия химикатов отравляют почву и грунтовые воды. Обстановка в окрестностях города Усолье-Сибирское такова, что ждать больше нельзя. На совещании с президентом были все те, кто в той или иной мере займется решением экологической проблемы в Иркутской области. Владимир Путин обратился к присутствующим:
"Я, конечно, посмотрел внимательно, что там происходит, посмотрел необходимые информационные материалы. Этот груз экологических проблем накапливался здесь очень давно, еще с 30-х годов прошлого века. На этой территории работало крупное химическое предприятие. Сейчас обстановка такова, что объекты хранения отходов химического производства действительно находятся в аварийном состоянии. Если по-честному сказать, никто этим толком и не занимался никогда. Более того, проблему вместо того, чтобы решать, фактически замалчивали. Сегодня жду от вас подробного доклада по ситуации, а также по тем мерам, которые необходимо предпринять в первоочередном неотложном плане для локализации и ликвидации критически опасных объектов".
200 промышленных объектов, 140 цехов, 60 вспомогательных зданий и построек, в том числе некогда жилых домов — целый город, заброшенный, но не забытый. За забор проникают охотники за металлом, мародеры, всевозможные сталкеры. При этом жилые кварталы города находятся совсем близко.
На заводе производили хлор, для этого использовалась ртуть. Залежи ее по-прежнему находятся здесь. Эти двухэтажки строились для работников "Усольехимпрома", когда-то предприятия градообразущего, теперь градоразрушающего.
Утилизация опасных веществ — сложнейшая операция. Без поддержки федеральной власти Иркутская область не справится. Исполняющий обязанности губернатора Игорь Кобзев обратился к президенту за помощью:
— Все объекты производства, включая почву, подземные воды, пропитаны опасными химическими веществами. Правительство Иркутской области прилагает максимальные усилия для комплексного решения вопроса, но реализация мероприятий по очистке промышленной площадки осуществляется локально и очень длительно. Полностью ликвидировать ущерб, нанесенный "Усольехимпрому", правительство Иркутской области без поддержки не в состоянии.
Предприятие, на котором когда-то трудились семь тысяч человек, обанкротилось три года назад. Емкости с химикатами остались и в зданиях цехов на поверхности, и в подземных резервуарах. Часть химикатов из цистерн откачали зимой прошлого года, порядка 92 тонн. Работала спецтехника с целью анализа очагов загрязнения.
К работам по сбору утилизации, восстановлению экосистемы подключат ресурсы Минобороны, МЧС и Росатома. Владимир Путин поставил три первоочередные задачи:
"Необходимо срочно изолировать промышленную площадку и обеспечить ее охрану силами Росгвардии, закрыть доступ на опасные объекты для людей, чтобы они не подвергали угрозе свою жизнь и здоровье. Нужно в ближайшие дни приступить к работе на наиболее опасных объектах, которые должны быть обезврежены в первоочередном порядке. Незамедлительно нужно направить необходимые ресурсы. Источники понятны, объем тоже понятен — немаленькие деньги, но надо их будет направить туда, на решение этих задач, потому что нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье людей и, что важно, долгосрочное социально-экономическое развитие города. При создании новых производств нужно активно предоставлять рабочие места именно для тех, кто здесь живет. Обязательно сориентируйтесь, посмотрите на это, подумайте о программах подготовки и переподготовки кадров по востребованным специальностям или по тем, которые будут востребованы".
По словам президента, решения должны быть долгосрочными. Восстановление экологической среды должно идти вместе с восстановлением экономики, развитием города, созданием рабочих мест для местных жителей, которые после банкротства предприятия остались без заработка. Создается специальная рабочая группа, которая будет отчитываться перед Путиным:
— О результатах выполнения поручения по первому этапу я прошу доложить мне на совещании через три месяца. Подведем итоги, посмотрим, что вы запланировали и что сделали за это время.
После совещания Путин пообщался с Игорем Кобзевым лично. Говорили о других проблемах и задачах, которые решают в регионе. Обсудили, например, жилищное и социальное строительство в пострадавших от прошлогоднего паводка районах. В зоне бедствия тогда оказалось почти сто населенных пунктов. Сильнее всех пострадал город Тулун, куда Путин приезжал дважды.
— Владимир Владимирович, если будет такая возможность, посетите город Тулун и посмотрите, что происходит, уже своими глазами. Действительно многое меняется.
— Приеду. Жилье как?
— Срывы работ есть, но в целом мы рассчитываем, что до начала холодов выполним те задачи, которые мы поставили, а именно 160 индивидуальных жилых домов и более 780 квартир в многоквартирных домах до конца года построим.
— Игорь Иванович, когда они будут готовы?
— Если по индивидуальным жилым домам, то к 1 сентября 120 домов мы введем в эксплуатацию, заселим.
Говоря об экономике области, исполняющий обязанности губернатора рассказал президенту о создании газохимического комплекса, о планах поставлять сжиженный газ в соседние регионы, а также в Монголию и Китай. Путин в ответ заметил, что при этом не стоит забывать и о собственных потребителях.