Сокращение американской группировки в Германии на треть – новость, которая потрясла партнеров США по НАТО. На немецкой земле американские солдаты – вот уже 75 лет. И нигде в Европе не было баз Пентагона больше, чем там. Но выводят не только 12 тысяч военных. США переносят из Германии штабы своего Европейского и Африканского командования. И риторика Трампа не оставляет сомнений в том, что Америка сжигает мосты. Почему Вашингтон решил принести в жертву свои особые отношения с Берлином?
Гора Тойфельсберг на западе Берлина – это искусственный холм, сложенный из результатов союзных бомбардировок города в годы Второй мировой. Битого кирпича и мусора было много – получилась господствующая высота. С 1972 года вишенкой на торте на ней торчит американский центр радиоэлектронной разведки, и знаки предупреждают, что на объекте до сих пор могут находиться вещества и предметы, которые опасны для жизни.
Центр функционировал 20 лет – до 1992 года. Его обслуживали полторы тысячи человек. И в общем-то это единственный военный объект, брошенный американцами по окончании холодной войны. В нем исчезла необходимость – средства электронного шпионажа были перенесены в центр Берлина, на крышу посольства США. 28 лет город не знает, что делать с оставшимся хозяйством. Собирают по 5 евро с посетителя на какую-то реконструкцию. Процесс явно не быстрый. Мы заезжали сюда семь лет назад – ничего не поменялось.
Бессмысленно, уродливо, в конце концов просто опасно. Таких объектов в Германии осталось много – особенно на востоке – после вывода советских войск. Теперь перед немцами на западе возникла перспектива обзавестись некоторым количеством не слишком живописных развалин.
"По плану Европейского командования США примерно 11 900 военнослужащих покинут Германию. Вместо 36 тысяч останутся 24 тысячи, и это будет сделано так, чтобы укрепить НАТО, усилить противодействие России и решить другие задачи", – заявил Марк Эспер, министр обороны США.
5600 военнослужащих переедут из Германии в Италию и Бельгию, остальные отправятся в Штаты. После объявления этого плана шефом Пентагона журналисты подкинули Трампу вопрос: за что он так круто с Германией? Отработанная комбинация, голевой пас – надо только пробить.
"Зачем нам оставлять все эти войска там? Они там, чтобы защищать Европу, чтобы защищать Германию. Верно? А Германия должна платить за это, и она за это не платит. Так почему же мы должны оставаться? Мы больше не хотим быть лопухами", – заявил Трамп. Он требует, чтобы немцы отчисляли на оборону 2% ВВП.
Во втором квартале текущего года экономический спад в Германии составил более 10%, и относительно ВВП расходы на оборону автоматически выросли. Это не мотивирует немцев увеличивать военный бюджет: еще немного рецессии – и все само собой войдет в соответствие с требованиями Трампа. Сложнее с энергетикой – немцы не хотят американский сжиженый газ вместо дешевого российского топлива. А на неделе госсекретарь Майк Помпео снова "тряс" санкциями против "Северного потока-2".
"Госдеп отменил поправку об исключении "Северного потока-2" из закона о противодействии противникам Америки посредством санкций. А еще в декабре администрация добилась фактической остановки строительства трубопровода. Мы – самая жесткая в отношении России администрация США в истории", – сказал Помпео.
Нет сомнений и в том, что нынешняя американская администрация – самая жесткая в отношении Германии: с ней вообще можно так, как нельзя с Россией. В этом смысле вывод войск – может быть, еще цветочки. Конечно, некоторые – но далеко не все немцы – будут скучать по американским деньгам: военная база это источник дохода местной общины, а военный в увольнении – считай, турист. Но в комментариях немецких политиков сквозит опасение, что Трамп может придумать что-то похлеще игры в солдатиков.
"Так нельзя ни с кем обращаться. Это практически наказание. Друзья так обычно не поступают", – считает мэр Штутгарта Фриц Кун.
А Трамп и не скрывает, что его стратегическая задача – вбить как можно больше клиньев в плоскость интересов Германии. Очередной вашингтонский клин – "Люблинская тройка" – региональный альянс Польши, Литвы и Украины. В названии "тройки" – отсылка к Люблинской унии, которая в 1569 году объединила Польшу и Литву в Речь Посполитую – большое государство, включавшее в себя также современную Белоруссию и часть Украины. Соседи его потом поделили, но два века оно активно их беспокоило.
У "Люблинской тройки" задача проста как три копейки – лежать поперек выжженной полосой и не допускать никаких евразийских проектов, а уж тем более никаких континентальных альянсов Германии с Россией, способных разрушить привычную для Вашингтона картину мира. Картину американской гегемонии. Ради ее сохранения Трамп, если его выберут в ноябре, не остановится перед риском окончательно превратить отношения со старыми союзниками в токсичные развалины.