Королева Великобритании официально одобрила вхождение в верхнюю палату парламента нескольких видных британских учёных, финансистов, госслужащих. Туда попал и Евгений Лебедев – сын отечественного предпринимателя Александра Лебедева. Как он туда попал?
Еще никогда российский след не пролегал так близко к сердцу британской знати, правда, от России в господине Лебедеве казалось остались разве что имя и место рождения. Он уже давно бизнесмен британский, а теперь еще и член Палаты лордов в титуле барона – самом низком в иерархии пэрства.
"Никакой политической силы в этом нет, – говорит Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития. – Это определенный статус в Великобритании, который конечно, почетен и важен. Это прекрасный клуб, в который можно входить и в котором можно завязывать знакомства и решать определенные дела".
Впрочем, решать дела у него и без этого получалось прекрасно. Гений, плейбой, миллионер, филантроп – всё, как в фильме. Встречался с видными британскими актрисами и певицами, активный благотворитель, успешный бизнесмен. На момент приобретения его отцом издания "Индепендент" оно имело колоссальные долги и смутные перспективы. Но Лебедев-сын воскресил газету из пепла, вернув ей былое влияние.
"Independent, Evening Standart – это газеты, которые издает Лебедев, у него есть своя издательская компания, которая называется Lebedev Holdings, – говорит политический обозреватель Дмитрий Бабич. – Евгений Александрович Лебедев стал успешным бизнесменом, конечно, ему мешает его происхождение, то есть постоянно возникают какие-то подозрения, он вынужден пытаться их рассеять".
Подозрения и правда возникают, ведь от клейма русского агента избавиться не просто, тем более если твой отец действительно агент, хоть и бывший. Британское гражданство Евгений получил всего 10 лет назад, это недостаточно для неоспоримой уверенности в преданности короне. Но, видимо, вполне достаточно для успешного прохождения проверки, обязательной перед получением титула. Тем более если в пэры тебя государю рекомендовал сам премьер-министр.
"Евгений Лебедев является сыном офицера КГБ, – рассказывает Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова. – Но при этом Борис Джонсон не чурается этой дружбы со всей семьей Лебедева. Эти газеты поддерживали Бориса Джонсона, и эти отношения имели весьма выгодные политические перспективы".
Как пишет "Гардиан", в лебедевской газете Evening Standart Борис Джонсон еще в период мэрства был постоянным гостем. Издание распространялось бесплатно, чтобы узнать об очередных победах градоначальника, лондонцам даже не нужно было ее покупать. Премьер ныне регулярно посещает вечеринки Лебедева, в прошлом году сразу после победы на выборах отметился на юбилее Лебедева-старшего. В английском языке нет слова кумовство, но есть другие два, очень близкие по смыслу.
"Рекламная акция, которую устроил Борис Джонсон назначением своего как бы друга – это не чисто кумовство, это послание, которое он направляет крупному российскому бизнесу и пост-советскому, который базируется в Лондоне. Суть послания проста: если вы поддерживаете британскую политику, в частности, в отношении России, то вы можете рассчитывать на такую форму защиты вашего капитала и вашего будущего", – говорит Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений.
Быть русским – как оказалось, не всегда помеха даже для попадания в Палату лордов. Но обольщаться не стоит. Закон современного британского лицемерия тем и удивителен, что регулярно переписывается буквально на глазах.