Катастрофические последствия взрыва в порту Бейрута почти трех тысяч тонн аммиачной селитры шокировали весь мир.
По предварительным данным, причиной трагедии стала халатность портовых работников.
Однако до сих пор непонятно, почему опасный груз оставался бесхозным и 6 лет хранился в порту в явно ненадлежащих условиях, почему его не утилизировали, и что вообще происходило и с этой селитрой, и с цепочкой продавец-покупатель, и с судном, на котором она перевозилась?
В этом деле очень много вопросов, на которые предстоит ответить следствию в Ливане. Возможно, распутать эту цепочку будет очень непросто.
По крайней мере, как рассказал в эфире телеканала "Россия 24" Дмитрий Конаныхин – ведущий "Радио России", который больше 10 лет был трейдером минеральных удобрений, этот рынок "очень закрытый, устроен чрезвычайно прихотливо, и вокруг него можно снять не одну бондиану".
Кроме того, по его наблюдениям, фото упаковок грузинской (как сообщалось) селитры не соответствуют упаковкам той грузинской селитры, которой обычно торгуют.
Эксперт говорит, что лично у него возникло очень много вопросов, когда он увидел сами взрывы и узнал о том, что столь опасный груз, гарантийный срок хранения которого – полгода, да и то – при обеспечении всех требований его хранения и перевозки, бесхозно лежал на складе 6 лет.
Специалисты, которые торгуют минеральными удобрениями, знают особенность аммиачной селитры взрываться, и на вопрос: почему в центре города столько времени, по сути, лежала "бомба" эквивалентом в полтысячи тонн тротила, ответа пока нет.
В связи со взрывом в порту Бейрута Дмитрий Конаныхин вспоминает события 1947 года в США: тогда в порту города Тексас-Сити сдетонировали около 2 тысяч тонн аммиачной селитры, пошла цепная реация: пожары и взрывы на кораблях и нефтехранилищах.
В результате той техногенной катастрофы погибли около 600 человек, а Тексас-Сити был практически разрушен. Это была для США катастрофа национального масштаба.
После назначенного Сенатом США расследования той трагедии было установлено, что к ней привели: грубое нарушение правил упаковки аммиачной селитры; грубое нарушение правил техники безопасности при погрузочных работах (возможно, закурил кто-то из грузчиков); беспечное отношение администрации порта и капитана парохода (на котором начались взрывы) к аммиачной селитре и неосведомленность местных пожарных о правильном тушении этого взрывоопасного минерального удобрения.