В России резко выросли продажи электросамокатов. Так что на дорогах становится все больше особых участников движения. По скорости они не уступают автотранспорту, но гоняют по тротуарам, создавая опасные ситуации. А на проезжей части они так же беззащитны как пешеходы, кем и являются по закону.
Лавируя между пешеходами, обгоняя машины – они несутся так, что порою не в силах затормозить.
"Опасно, но интересно. Как прохожие реагируют? – Пугаются, но стараемся аккуратно", – с улыбкой поясняет девушка.
Для подростков – ещё одно развлечение. Для взрослых – новый вид транспорта. Но особенно пришёлся по душе курьерам.
"Если идёшь спиной, то их не слышно. Приходится постоянно озираться, находиться в стрессе!" – признается девушка с собачкой.
"Ты начинаешь метаться, не знаешь куда тебе деться, и он начинает метаться", – говорит пожилая женщина.
Взять электросамокат в аренду можно теперь практически в каждом районе.
"Каждый человек может взять самокат? Есть какие-то ограничения? -Взрослые только. Дети не могут, правда, я смухлевала, ребёнку дала, но ему 12 уже", – говорит женщина, отвечающая за прокат самокатов.
Екатерина до сих пор не может прийти в себя после страшной аварии. На огромной скорости в ее машину влетел 11-летний подросток.
"Руки тряслись, потому что видеть, как на тебя ребёнок летит и падает, на асфальт вытекает кровь. У мальчика очень серьёзные травмы головы были, у него две трещины", – вспоминает Екатерина Доронина.
Без прав и без правив, они выезжают на дорогу и несутся в потоке машин.
"Вы посмотрите, просто безумно! 100 км в час человек делает", – комментирует мужчина.
Огромным спросом в Москве пользуются услуги вот таких мастерских. За пару часов из любого самоката здесь сделают гоночный: снимут ограничитель, переставят мотор.
Это полноприводный электросамокат. Мощные колёса пройдут даже по бездорожью. Разгоняется до 65 километров в час. Скорость набирает за секунды. Нас предупредили, что слететь можно уже при старте.
Но даже если такой гонщик вас собьет или врежется в вашу машину – вызвать полицию не получится, потому что формально он – пешеход.
"Ни электросамокат, ни моноколесо, ни гироскутер не отнесены законом к транспортному средству, то есть все происшествия с их участием, если они столкнулись между собой или наехали на другого пешехода – это не ДТП. Здесь самые обычные гражданские правоотношения, если бы один пешеход толкнул другого", – пояснил Сергей Радько, автоюрист.
Но опасен электросамокат и для хозяина. Первая же поездка Алексея закончилась сотрясением мозга.
"Почему-то я нажал на газ на полную. Это порядка 40 километра и я чуть ли не сбил пешеходов. Куда-то увёл меня самокат с дорожки, и я врезался в дерево", – признался Алексей Петренко.
Профессиональный инструктор Леонид Качан считает, что каждый, прежде чем встать за руль, должен этому учиться.
"Может всё, что угодно случиться: колесо лопнуть, порывы ветра могут так дунуть мимо проезжающей машины, что тебя просто занесёт. Электросамокат – не игрушка, он такой же транспорт", – говорит он.
Минтранс давно обещает отнести пользователей электрических гаджетов в отдельную категорию участников дорожного движения: создать для них правила и даже знаки.
И пока этого не произойдет – говорят эксперты – на улицах больших городов будет процветать самокатный беспредел.