Тема:

Ситуация в Белоруссии 1 месяц назад

Захарова: к российским журналистам в Белоруссии непропорционально применили силу

Кадр из программы "60 минут". Мария Захарова
Кадр из программы "60 минут". Мария Захарова
10 августа исполнилось 5 лет работы Марии Захаровой на посту официального представителя Министерства иностранных дел России.

10 августа исполнилось 5 лет работы Марии Захаровой на посту официального представителя Министерства иностранных дел России. В интервью телеканалу "Россия 1" она рассказала о своих сегодняшних задачах.

- Кстати, первая женщина на этом посту. Это важно, но далеко не самое главное. Именно благодаря Марии Захаровой мы всегда в курсе международной повестки нашей страны. Такой открытости МИД точно еще не было, так что поздравляем не только вас, Мария, но и немного себя. Здравствуйте!

- Спасибо за такое вступление, очень лестно, но праздник получился со слезами на лазах, потому что, честно говоря, я не ожидала, что надо будет в 2020 году XXI столетия заниматься тем, что оказывать содействие российским журналистам в связи с непропорциональным применением к ним силы не где-нибудь, а в нашей братской, любимой Белоруссии. Я хочу просто рассказать, о чём, собственно, идёт речь. Потому что информации очень много, но не все понимают, в чём проблема.

Проблема в том, что российские журналисты... Началось это вчера, первый случай был с телеканалом "Дождь", с корреспондентами, затем это коснулось агентства Ruptly, были и другие средства массовой информации, и зарубежные с участием российских граждан и непосредственно российских журналистов. Их начали задерживать, делали это в очень грубой, жесткой форме, и дело в том, что у них не было аккредитации. Мы начали разбираться. Оказалось, действительно, аккредитации не было. Проблема в том, что аккредитацию они запрашивали, запрашивали в установленное время, запрашивали очень многие: и те, кого задерживали, и те, кого ещё не задержали, а задерживают вот буквально у нас с вами на глазах. Я вижу, как идут эти сообщения. Журналисты хотели добросовестно выполнять свою работу, заранее направив все документы для аккредитации, и это факт. Такой же факт, что нужно соблюдать законы страны пребывания.

Но еще раз хотела бы подчеркнуть, что наши журналисты и граждане нашей страны, которые хотели по заданию своих редакций освещать очень важное для Белоруссии событие – выборы президента, запросили такую аккредитацию не просто заранее, а в установленные сроки, к сожалению, ее не получили. Поэтому мы сегодня призвали, попросили и публично и в контактах с нашими белорусскими коллегами – сделать всё возможное для того, чтобы российские журналисты могли профессионально и легально выполнять свои обязанности. И конечно такое, на мой взгляд, непропорциональное применение силы к представителям прессы – это что-то, что явно не соответствует духу наших отношений с братским государством.

Так же я хотела сказать, что есть и хорошие новости.

- Секундочку буквально, Мария! Потому что мы показываем эти кадры. Еще раз обращусь к нашему режиссеру. Тащат человека за руки, он не оказывает явно сопротивления. Оказалось, что это не просто человек, а наш очень близкий друг, знакомый и коллега, это Семен Пегов, который не далее, как в пятницу стоял в нашей студии и рассказывал нам, что собирается выехать в Минск. На фотографии, если показать её крупным планом, складывается полное ощущение, что Семен без сознания. У него до сих пор выключен телефон и с ним невозможно выйти на связь. Что-то про него конкретно известно, Мария?

- Я хочу сказать, что как раз есть хорошие новости непосредственно про Пегова. Только что, буквально 10 минут назад, я говорила с Дмитрием Фёдоровичем Мезенцевым – нашим послом в Минске, который сказал, что мы ожидаем, позитивной динамики разрешения этого вопроса. Я очень аккуратна в формулировках, потому что люблю всё-таки не предвосхищать, а комментировать факты. Мы исходим из того, что работа была проделана очень большая, и в ближайшее время – это, я надеюсь, все-таки произойдёт в течение часа – ситуация будет разрешена. Я не могу сказать, что по остальным задержанным есть такие же хорошие новости, потому что некоторых ещё мы не можем найти.

Но я также хотела бы обратить внимание на то, что наше посольство вторые сутки занимается вопросами наших журналистов. Еще раз опять же хотела бы обратить внимание, что многие из них действительно поехали, не имея аккредитации. При этом дипломаты вторые сутки – это консульские работники, это, естественно, работники пресс-службы – и лично посол находятся на связи и с министерством иностранных дел Белоруссии, и с МВД этого государства по каждому конкретному случаю. Эта тема также на контроле у министра иностранных дел нашей страны Сергея Лаврова. Мы работаем, ещё раз говорю, вот на этом направлении постоянно. Я ожидаю очень хороших новостей о разрешении ситуации с Пеговым вот буквально в течение часа.

- Спасибо вам огромное за эти хорошие новости! Еще раз постучим, чтобы, не дай бог, не сглазить, потому что если верить иным сообщениям иных средства массовой информации, то ему инкриминируют участие в массовых беспорядках и обещают, ну, не обещают, есть у них статья...

- Только что Маргарита Симоньян – главный редактор телеканал Russia Today – опубликовала и, буквально пока мы с вами разговаривали, прислала мне, в том числе и личное, сообщение относительно того, что их корреспондента Константина Предыбайло тоже задержали.

Вот мы не успеваем разрешить одну ситуацию, как возникает следующая. Я хотела бы еще раз повторить: корреспонденты должны работать по законам страны пребывания. Разрешительный документ, а именно аккредитация, была необходима. Но таким же фактом является то, что большинство из них запросили эту аккредитацию заранее в установленные сроки. Мне кажется, эта ситуация имеет все возможности не только для разрешения постфактум, но и для того, чтобы она в принципе не наступала. Для того чтобы журналисты могли получить право нормально, свободно освещать события, делать это профессионально. Если к ним есть вопросы по их профессиональной работе, они должны решаться в соответствующем ключе. Ещё раз хотела бы обратить внимание на то, что большинство из них, и мы просто в ручном режиме проверяли каждую эту историю и проверяем её, они запрашивали эту аккредитацию заранее.

- Чтобы было понятно про Константина Предыбайло. Это тот человек, который сегодня, когда появилась информация о пропаже Семена Пегова, ездил по следственным изоляторам Белоруссии и пытался его обнаружить и в конечном итоге даже назвал следственный изолятор, куда доставили Семена Пегова прошлой ночью. Но, видимо, что-то пошло не так и его тоже задержали.

- Есть еще один момент. Это был не единственный человек, который переживал за коллегу, за друга, потому что, как я понимаю, Пегов имеет огромное количество друзей. Вопрос в другом, что этим занимается наше посольство. И мы были на связи с очень многими журналистами, которые высказывали и желание помочь и разобраться и так далее. И сразу, сразу же мы говорили о том, что этим занимаются наши консульские сотрудники. Если есть информация, безусловно, мы с удовольствием её примем. Но если можно, всё-таки предоставить, во-первых, этот вопрос тем людям, которые должны этим заниматься этим профессионально, это консульские сотрудники, а самое главное, ещё раз повторю, что нужно соблюдать законы страны пребывания.

- Невозможно не согласиться. Без аккредитации работать нельзя. Мария Владимировна, если вас попросить ещё и кратко охарактеризовать ситуацию в нынешней Белоруссии, что мы видим, когда имеем в виду массовые протесты? Это уже майдан, или попытка его осуществить или какое-то напоминание оранжевых революций, как вы для себя это представляете?

- Вы знаете, я для себя это и не представляю, потому что есть официальная позиция нашей страны, она была озвучена президентом Российской Федерации, который направил соответствующие поздравления господину Лукашенко. Также, буквально пока мы с вами разговаривали, были опубликованы дополнительные комментарии министерства иностранных дел, комментарии департамента информации и печати о ситуации и с выборами, и по итогам выборов. Сейчас в Минске, мы сейчас видим эти картинки – страсти накалены. Но я хотела бы отметить, что в то время, когда, к сожалению, дубинками достается нашим корреспондентам, нужно было бы вспоминать, и в том числе и в Минске, или, по крайней мере, не забывать о том, что граждане Белоруссии голосовали на организованных этим государством на территории Российской Федерации избирательных участках, делали это, по-моему, в прекрасной атмосфере. Все необходимое содействие белорусской стороне по этому вопросу было оказано, как это полагается делать братскому народу, братскому государству в отношении другого братского народа и государства. Поэтому хотела бы тоже привести факты, они, я думаю, будут сейчас вполне уместны.

На территории России было открыто три избирательных участка: это Москва, Санкт-Петербург и Калининград. На выборах присутствовали и наблюдатели, давали свои оценки, это были и международные наблюдатели. Были, например, 180 человек в составе миссии СНГ, они сделали уже заявление: не зафиксировали значительных нарушений, которые смогли бы или были способны повлиять на итоги выборов. Помимо тех поздравлений и слов, которые были адресованы по линии президента, также к ним присоединился глава правительства Российской Федерации господин Мишустин.

Состоялся, как вы сказали, разговор и глав внешнеполитических ведомств двух стран. Поэтому в Москве, как принято это говорить, внимательно следили за развитием событий и по ходу всей избирательной кампании и конечно фиксировали попытки отдельных сил организовать такие, знаете, масштабные протестные акции после завершения голосования. Как сегодня было сказано по линии министерства иностранных дел России, мы зафиксировали, что власти сумели не допустить опасной эскалации ситуации. Опять же зафиксировали мы инциденты с российскими средствами массовой информации, с журналистами, о чем мы с вами подробно говорили, и всё-таки мы не можем не повторить и не озвучить еще раз тему, которая волновала нас всех неделю или даже больше. Речь идет о 33 гражданах Российской Федерации, которые были задержаны в результате проведённой провокации со стороны третьей стороны. Мы исходим, что в тесном взаимодействии с компетентными органами и структурами Белоруссии российские компетентные органы, все специалисты двух стран, изучат эти материалы, и ситуация в ближайшее время будет разрешена: они будут освобождены и смогут вернуться домой.