Крупнейшие авиакомпании выдают так называемые ваучеры пассажирам, чьи рейсы были отменены из-за пандемии коронавируса. Перевозчики надеются, что услуга станет популярной с постепенным открытием международного авиасообщения. Как получить сертификат и что все-таки выгоднее – ваучер или возврат денег?
Путешествие из Орска в Калининград – дело не легкое. Чтобы провести отпуск в самом западном регионе России весной Людмила Балашова покупала билеты в двух авиакомпаниях еще в январе. Первый у перевозчика "Норд-Винд" из своего города в Москву, а далее из столицы в пункт назначения "Уральскими авиалиниями". В период полетных ограничений рейсы отменились, и с мая девушка пытается вернуть деньги за билеты. Один из перевозчиков перечислил средства спустя два месяца переписок и жалоб в инстанции, второй и вовсе перестал выходить на связь.
"От "Уральских авиалиний" мне пришел на почту ответ на мою претензию. Мне написали, что мне возвращают денежные средства. Пришли на почту через какое-то время чеки на возврат, с удержанием штрафов за добровольный отказ от полетов. Еще через неделю пришли сами непосредственно деньги", – вспоминает Людмила Балашова жительница г. Орска, Оренбургская область.
Десяти процентов от суммы покупки Людмила не досчиталась. В большинстве подобных случаев авиакомпании вместо пропавших из-за пандемии билетов предлагают клиентам ваучеры или сертификаты. Мера была одобрена правительством, чтобы поддержать перевозчиков в период колоссальных убытков. Документ дает право пассажиру купить билет в любом направлении или оплатить любые услуги авиакомпании на ту же сумму, которую потратил на несостоявшийся перелёт. Использовать ваучер можно в течение трех лет с момента получения. Перевозчики говорят, что популярность таких отложенных путешествий растет. А некоторые за согласие немного потерпеть даже предлагают бонусы.
"У нас уже порядка четырех с лишним тысяч оформленных сертификатов. И сейчас постоянно идет обновление, и люди приобретают эти сертификаты. Может быть, это для сбережения денежных средств, но приобретают непосредственно в кассах, на сайтах авиакомпании", – рассказывает Сергей Рыбанов, генеральный представитель авиакомпании "Уральские авиалинии" в Москве.
"Если рейс был отменен авиакомпанией, то S7 Airlines, в знак благодарности пассажирам за их понимание начисляет дополнительные 10 процентов от изначальной стоимости авиабилетов", – заверила Надежда Хаитова, пресс-секретарь авиакомпании S7 Airlines.
Если с российскими авиакомпаниями все ясно: можно взять ваучер, а можно отказаться и долгие месяцы ждать возврата денег, то с зарубежными пока возникают трудности. Крупнейшие перевозчики в мире также практикуют систему "сертификат вместо возврата", но если клиент требует вернуть именно деньги, то процесс может затянуться на годы.
"Можно, безусловно, обращаться в суды РФ, требовать защиты своих прав, но рассчитывать на быстрое получение своих денежных средств, конечно, не приходится", – поясняет Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "Авиапорт".
Эксперты советуют пассажирам выбирать ваучеры. В таком случае авиакомпания заведет депозитный счет с той суммой, которую потратил клиент. Останется лишь дождаться снятия всех ограничений и выбрать направление полёта.