1 сентября московские дети пойдут в школы, однако торжественных линеек не будет. О том, как пройдет День знаний в других регионах, как изменится внутренний распорядок в школах и какая там будет проводиться воспитательная работа, в интервью каналу "Россия 24" рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
- До 1 сентября остаются считанные дни, и школьные чаты уже разрываются от сообщений и вопросов, будет ли линейка. Так вот, когда начнётся все-таки учебный год, в какой форме и будет ли торжественная линейка?
- Для нас 1 сентября – и для родителей, для детей, для учителей – это большой праздник. И поэтому, конечно, 1 сентября будет очный нормальный формат. Дети придут в школу, для этого мы все делаем сегодня – проводим ремонты в школах, идет подготовка образовательных учреждений с точки зрения дезинфекции. Поэтому 1 сентября начнется в традиционном очном режиме и линейки пройдут. Ну, понятно, что с учетом требований Роспотребнадзора.
- Внутренний распорядок школьной жизни – он как-то изменится? Знаю, что в некоторых учебных заведениях двигают парты, специально раздвигают, где-то меняют расписание, чтобы дети в разное время приходили.
- Сейчас эти все вопросы прорабатываются и обсуждаются на августовских совещаниях. Нам очень поможет опыт проведения единого государственного экзамена, который в этом году прошел в июле с учетом эпидемиологической ситуации, требований Роспотребнадзора. Никаких вспышек заболеваний в период ЕГЭ не было зафиксировано. Поэтому, конечно, этот опыт мы будем учитывать, и, понятно, что до 1 января не будет массовых мероприятий, но определенные корректировки будут. Но они никоим образом не отразятся на образовательном процессе.
- Единый госэкзамен – а как в целом его сдали? Высокий ли уровень удалось показать ученикам? Высокий уровень знаний?
- Вы знаете, мы с 15 марта, когда все школьники по понятным причинам перешли на домашнее обучение... сегодня, кстати, мы видим, что это абсолютно было сделано оправданно, потому что так же не зафиксировано каких-то серьезных заболеваний детьми и родителями, учителями. Конечно, это был непростой период и в организационном плане, и в технологическом плане, но в целом система образования справилась. И здесь большая заслуга наших учителей, которые ни на миг не оставили своих учеников. И поэтому, конечно, многие ждут 1 сентября, возвращения в школу ждут и ученики, и учителя.
Что касается единого государственного экзамена, то мы организовали и уроки на телеканалах. Помните, в советское время такие уроки были, мы этот опыт возродили. На сайте Федерального института педагогических измерений были размещены примерные работы по подготовке к единому государственному экзамену, был создан координационный центр. И результаты ЕГЭ абсолютно сопоставимы с результатом прошлых лет, а по некоторым предметам, например, по русскому языку – выше на 2 балла средний результат. По математике – выше на 4 балла. И, как я уже сказал, самое главное – соблюдение всех требований Роспотребнадзора, что обеспечило здоровье и сдающих экзамен, и организаторов.
- Меры действительно были предприняты беспрецедентные. Очень большие усилия. Ребята рассказывают, что учителя буквально увеличили объем занятий раза в два, чтобы подготовить детей к госэкзамену. Дети, вот, в интервью рассказывают, что они очень благодарны своим педагогам, которые смогли этот высокий уровень помочь им показать. Высокие баллы получить. Какая-то благодарность учителям от Министерства образования последует?
- Конечно. Знаете, у нас учителя, я считаю, так же, как и медицинские работники в этом году совершили подвиг. Потому что в непростых условиях, как я уже сказал, не прерывался образовательный процесс. И когда в июне была вынужденная пауза перед единым государственным экзаменом, учителя также организовали необходимые дополнительные занятияс учениками. В целом опыт Российской Федерации, мы обсуждали с коллегами из ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), является одним из лучших в мире наравне с Сингапуром, Индонезией. Поэтому мы анализируем этот опыт, смотрим, что нужно может быть улучшить в традиционной системе образования. Поэтому, конечно, этот путь пройден, определенные выводы мы увидели, сделали и будем над ними работать, в частности по формированию единого образовательного пространства.
Мы должны добиться, чтобы каждый ученик вне зависимости, где он проживает и учится, получал качественное образование. Малокомплектная это школа или городская школа. Качественное питание. Ведь не случайно президент РФ на этой неделе принял решение обеспечить горячим питанием учащихся начальных классов. Не только те регионы, где стопроцентная была готовность школ, но и все регионы, где школы максимально готовы в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Те школы, их 2300, мы их все знаем, будут обеспечены регионами так же горячим питанием учащихся начальных классов.
- А материальная благодарность учителям последует? Классным руководителям?
- Вы знаете, определенные выплаты и за проведение единого государственного экзамена в целом предусмотрены. Дополнительно в соответствии с посланием президента с 1 сентября начнутся выплаты по 5 тысяч рублей за классное руководство. Деньги в бюджете есть, они доведены до регионов. Министерством будет организована горячая линия, на которую могут обратиться классные руководители, если какие-то вопросы у них возникают. Подчеркиваю, что никакие действующие доплаты, региональные или муниципальные, и об этом президент говорил, не должны сократиться. Поэтому мы будем мониторить эту ситуацию и сделаем все, чтобы классные руководители получили эти выплаты.
Также в этом году принят закон о воспитательной работе в школах. Этот закон был инициирован президентом, и с 1 сентября начнется реализация программы воспитательной работы. Это, подчеркиваю, не какая-то дополнительная бюрократическая нагрузка на учителей, это, наоборот, оптимизация и упорядочение всей работы. Поэтому мы тоже к этому готовы, и я уверен, что результаты будут. И мы видим, что определенные проблемы здесь имеются, поэтому мы, конечно, должны их решать. Школьники должны знать историю нашей страны, любить свою и малую родину, и большую родину, уважать сверстников. Это те нравственные принципы, которые присущи человечеству. И, конечно, вот эта работа – организация воспитательной работы, – ее, может быть, где-то не хватало, мы ее будем вместе и с классными руководителями, и с директорами школ организовывать.
- Сейчас учителям предстоит в начале учебного года еще и проверить знания тех, кто не сдавал единый госэкзамен. Как это будет происходить? И возможно ли проверить уровень знаний?
- Да. Мы прекрасно понимаем, что в период домашнего обучения могли возникнуть определенные пробелы в знаниях, и, конечно, их нужно восполнить, чтобы не понизилось качество образования. Поэтому принято решение: в уходящем учебном году не проводить ни основной государственный экзамен в 9 классе, ни всероссийские проверочные работы, а провести оценку в начале учебного года. В конце сентября – в начале октября. Эта оценка пройдет по федеральным заданиям в соответствии со стандартами. В свое время были так называемые министерские контрольные работы, собственно говоря, ничего нового в этом нет. И это поможет учителям выявить возможные проблемы в знаниях у учащихся. Оценки ставиться не будут, но мы организуем точную адресную работу с институтами повышения квалификации, с учителями, с педагогическими университетами по восполнению тех или иных пробелов у учащихся чтобы, еще раз подчеркиваю, не понизилось качество образования.
- Школа – это всегда такой большой объем не просто знаний, а информации. И сейчас школа берет курс на компьютеризацию, в частности, госэкзамен по информатике будет сдаваться с помощью компьютеров. А какая еще компьютеризация ждет нашу систему образования?
- Еще раз подчеркну, что никакая компьютеризация, информационные технологии не заменят живого общения учителя с учеником. Но мы понимаем, что в век информационных технологий технологии должны помогать и традиционной системе образования, в частности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в общении учителей друг с другом из других регионов. Допустим, если ученик пропускает занятие по каким-то причинам, то он может за компьютером видеть урок, и тем самым у него не образуются пробелы в знаниях. Поэтому точечно мы настроим нашу работу так, чтобы действительно те определенные вопросы, которые есть в традиционной системе образования, мы могли решать, в том числе, с использованием новых информационных технологий.
В части единого государственного экзамена по информатике, то давно этот вопрос обсуждался. Конечно, мы понимаем, что информатику сдавать только на бумаге не совсем правильно – надо дать возможность учащемуся продемонстрировать свои практические знания. Поэтому в этом учебном году будет введена сдача экзамена по информатике с использованием компьютеров. На сегодняшний день мы видим, что полностью система готова, необходимое оборудование есть. Мы провели тестирование системы, есть уже демо-версия. Они все будут опубликованы до 1 сентября, не только по информатике, но и по всем предметам. Поэтому в этом году, мы считаем, что система образования готова, и такое решение будет реализовано.
- Наверное, единый госэкзамен и само обучение в условиях пандемии – это очень серьезный урок для всей системы образования и для организаторов. Для вас лично – какой самый большой урок вы выносите из этой ситуации и какой опыт берете дальше?
- Знаете, мы убедились, что у нас очень сплоченная система образования. Конечно, мы, когда учащиеся перешли на домашнее обучение, увидели и те сложности, которые есть. Как я уже сказал, прежде всего – формирование единого образовательного пространства. Также мы увидели, что не все сельские школы достаточно оснащены, поэтому принято решение, что в рамках национального проекта "Образование" мы оснастим все сельские школы необходимым лабораторным оборудованием для преподавания физики, химии, биологии, и это будет сделано в течение трех лет. У нас 27 тысяч сельских школ – это, на мой взгляд, будет важное такое решение, о нем многие говорили, и эксперты об этом говорили. Потому что, как я уже сказал, нам необходимо создать равные условия всем учащимся вне зависимости от того, где они учатся, с точки зрения и качества образования, с точки зрения и условий обучения и других вопросов.
- Школу начали ценить больше?
- Да! Это очень важное достижение, что многие – родители, прежде всего, потому что зачастую мы понимаем, что не все так осознавали ценность школы. Сегодня это осознание пришло к многим родителям, которые не всегда так относились к школе, к работе учителя. Поэтому, конечно, мы об этом не должны забывать. И мы будем делать со своей стороны все, чтобы укрепить статус учителя. Мы в следующем учебном году будем внимательно разбираться с зарплатой учителей, мы будем смотреть, чем и как мы можем помочь учителю. При министерстве будет создан экспертный совет из числа учителей от каждого региона, и вместе с учителями мы будем обсуждать их вопросы, их проблемы, будем смотреть, что мы можем сделать для повышения статуса учителя. Потому что, прежде всего, от учителя зависит качество образования, организация воспитательной работы.
- Я знаю, что в этой ситуации вузы отмечают рост абитуриентов, которые подают документы на педагогические специальности. Как вы думаете, учителей после всей этой истории станет больше? Молодежь потянулась. Новые формы, новые технологии, новые возможности!
- Вы знаете, да. И вот сейчас идет приемная кампания в высшие учебные заведения, и мы видим интерес и выпускников к работе учителя, повышается конкурс. Нас очень радует! Поэтому мы надеемся, что в школу будут приходить увлеченные, талантливые выпускники педагогических вузов, потому что, конечно, от учителя очень много зависит. И вообще, система образования – это наше будущее. Поэтому мы будем уделять внимание подготовке в педагогических университетах наших учителей, у нас есть определенные планы и по материально-техническому обеспечению педагогических вузов. В том числе мы планируем поставку того лабораторного оборудования, которое есть в школах, во все педагогические университеты. Мы планируем, что при педагогических университетах будут школы, в которых будут проходить практику студенты старших курсов, чтобы максимально, завершив педагогический университет, можно было прийти работать в школу и не испытывать каких-то особых трудностей.
- Вот, все-таки перенос даты единого госэкзамена происходил несколько раз – технически очень сложно все это решить и сделать. Что в этой истории вас не перестает удивлять? Вообще трудно было?
- Действительно, вопрос был непростой, и во главу угла ставилось, прежде всего, здоровье сдающих экзамены и организаторов. И тот срок, который был определен, мы видим, он оптимальный. И, как я уже сказал, это позволило избежать вспышек заболеваний, с одной стороны. С другой стороны, мы сейчас видим – идет приемная кампания, тоже в срок она укладывается. Поэтому важно соблюдать требования Роспотребнадзора, и тогда каких-то опасений не будет.
- Буквально вчера разговаривала с родителями, учителями и, главное, с учениками, которые довольны своими высокими баллами, и, может быть, от лица всех скажу вам, что ставят "отлично" Министерству образования и всей системе российского образования за проведение госэкзамена – и дети, и родители.
- Вы знаете, нам есть над чем работать. И мы понимаем, что есть определенные вопросы и проблемы в системе образования. Но мы должны их решать, тогда действительно будут и хорошие результаты, и комфортные условия для обучения, и будет высокий статус учителя. Это те задачи, которые ставит перед нами и президент страны, и председатель правительства, и которые мы совместно, как я уже сказал, с экспертным сообществом, педагогическим сообществом, регионами будем решать.
- Я желаю вам в вашей непростой работе работы в удовольствие, и пусть все получается даже лучше, чем вы можете себе представить!
- Спасибо большое!