Дело "Крота"-отравителя — вновь в суде. Пока известный продюсер Бари Алибасов проходит реабилитацию после употребления средства для прочистки труб, призвать к ответу производителя бытовой химии пытается москвич, отец двухлетнего мальчика. Его сын случайно сделал глоток ядовитой жидкости и едва не умер. Родители провели независимую экспертизу и доказали, что бутылка с токсичным веществом открывается проще, чем мыльные пузыри. А что же сказал суд?
С легким волнением, но с уверенностью в победе Игорь и Виктория Гиренко подходят к зданию Московского городского суда. Здесь они пытаются укротить "Крота", из-за которого едва не погиб их маленький сын. Двухлетний Марк случайно отхлебнул средство для прочистки труб.
"Я понимаю, что он делает глоток, я его хватаю, бегу с ним в ванную, начинаю там его промывать водой, прямо из душа. Ему очень плохо было, его рвало", — с ужасом вспоминает мать мальчика Виктория Гиренко.
Врачи совершили чудо и спасли малыша, но мальчик остался инвалидом. Он получил сильнейший химический ожог пищевода и от шока временно лишился речи. По словам медиков, ребенок до сих пор находится в группе риска. Родители не снимают с себя вины, но уверены: беды можно было избежать, если бы производитель токсичного средства позаботился о безопасной упаковке.
"Ее очень легко открыть, и она яркая, привлекает внимание", — говорит Виктория Гиренко.
Об этом же год назад громко заявлял известный продюсер Бари Алибасов. Он якобы перепутал яркую упаковку "Крота" с апельсиновым соком и выпил ядовитую жидкость. Алибасов долго лечился, а после подал заявление в суд о взыскании 100 миллионов рублей с фирмы-производителя средства. Но процесс года эпатажный продюсер, как его окрестили в прессе, проиграл. Его сын Бари Алибасов-младший признается, дело не в компенсации, а в том, чтобы не допустить других подобных отравлений.
"Самое страшное, что "Крот" уничтожил ему корку головного мозга. Те, кто сегодня занимается бытовой химией, и те, кто много зарабатывает, это те люди, которые фактически зарабатывают на человеческих жизнях, на жизнях детей и взрослых", — возмущается Алибасов-младший.
Сам продюсер, по словам его сына, сейчас находится в больнице — проходит очередную реабилитацию. Корреспондент связался с ним по телефону. Бари Алибасов пожелал здоровья маленькому Марку Гиренко, а его родителям — победы в суде.
"Я судился, чтобы изменили эту упаковку, потому что она действительно очень похожа на пищевой продукт. Очень желаю тебе, дорогой Марк, чтобы ты выздоровел, и надеюсь, обязательно мы с тобой встретимся, я пожму тебе руку, мой маленький друг", — говорит продюсер Бари Алибасов.
Семья Гиренко пытается отстоять свою правоту с помощью независимой экспертизы. Она показала, что бутылка "Крота" не соответствует некоторым требованиям ГОСТа и одному пункту технического регламента Таможенного союза. Так, например, упаковка с ядовитым веществом должна иметь специальную крышку, открутить которую можно лишь при сильном нажатии.
Бутылка «"Крота" с виду очень яркая и заметная. Но это выгодное преимущество имеет и негативные последствия. Оранжевая этикетка очень напоминает упаковку лимонада или апельсинового сока. Сразу не разберешь, где ядовитая жидкость, а где сладкий напиток. Открыть бутылку "Крота" может даже ребенок — в этом нет ничего сложного, в отличие от многих других химических средств с безопасной крышкой, откупорить которую подчас непросто даже взрослому человеку.
Эта токсичная жидкость с безопасной крышкой выпущена во Франции. С 2007 года в странах Евросоюза существует специальный регламент, который строго регулирует производство и оборот всех химических веществ. Представителям компании-нарушителя грозит серьезное наказание, вплоть до реального тюремного срока. В России качество товара определяется ГОСТом. Но фирмы нередко обходят его стороной, даже если в производстве используются ядовитые вещества, как, например, в том же средстве для прочистки труб.
"Химически это гидрооксид натрия. Это сильная щелочь. Если речь идет о каустической соде, здесь происходит очень коварное явление: колькалюционный некроз. Ткани умирают, но они не становятся плотными, они не сворачиваются, они, наоборот, начинают расплавляться", — поясняет ученый, кандидат биологических наук Алексей Одинец.
"При приеме внутрь "Крота" он вызывает ожоги ротовой полости, глотки и пищевода, что может привести к летальным последствиям", — утверждает заведующая отделением профилактики поликлиники ГКБ №4 Татьяна Чехленкова.
Журналисты обратились к производителю "Крота", чтобы узнать, как в компании комментируют нарушения, выявленные экспертизой, и почему после громкого скандала во внешнем облике "Крота" так ничего и не изменилось. Однако письмо, отравленное на электронный адрес фирмы, осталось без ответа. Не получилось пообщаться и по телефону — представитель фирмы-производителя средства для прочистки канализационных труб от комментариев категорически отказался.
Молчание "Крота" юристы объясняют просто: производителю средства для прочистки труб может грозить солидный штраф за найденные нарушения. Вот он и ушел "в темноту".
"Если тара или упаковка не соответствует требованиям технических регламентов и ГОСТов, то производитель такой упаковки может быть подвергнут административному наказанию. Штраф составит от 100 до 300 тысяч рублей", — разъясняет юрист Светлана Петропольская.
Сумма вроде бы не маленькая, но для крупного химического предприятия и не большая. К тому же ее тоже нужно отстоять в суде. На этот раз заседание закончилось безрезультатно. Зато дело об отравлении ребенка "Кротом" взяли на контроль в Главном следственном управлении СК России по Москве.
Судебные тяжбы, похоже, затянутся надолго. Но семья Гиренко настроена решительно: родители маленького Марка намерены остановить череду жутких отравлений.