Отследить финансовые потоки, которые направляются белорусской оппозиции со стороны западных стран, одна из задач, которые Александр Лукашенко поставил Совбезу. Президент Белоруссии еще раз подчеркнул, что любые перемены должны проводиться только в рамках закона.
На одном из крупнейших предприятий страны, "Беларуськалии", 19 августа вновь в полном объеме запустили производство. Его сотрудники согласились проявлять свою гражданскую позицию в нерабочее время.
С самого утра на проходных белорусских предприятий раньше заводчан появились протестующие, как говорят, "поддержать" рабочих. Тем из них, кто не хотел участвовать в акциях, поддержка прибыла со стороны ОМОНа. Милиция оттеснила от проходной Минского тракторного завода тех, кто не имеет отношения к производству. Громко, но мирно люди разошлись.
Александр Лукашенко настроен вернуть рабочую атмосферу на предприятия:
— Рабочих пропускают, так сказать, через коридор агрессивной толпы, как гестапо. С теми, кто вас встречает на проходной, мы разберемся.
Накануне в белорусских городах прошли массовые акции против и за Лукашенко. В Гомеле митингующие из разных лагерей практически встретились на одной дороге и пытались перекричать друг друга:
— Жыве Беларусь!
— За батьку!
Оппозиционный кандидат Светлана Тихановская записала очередное обращение, но в новой стилистике — не на белом, а на черном фоне. И, главное, подготовленная в Вильнюсе речь была на английском языке:
— Прошедшие выборы не были свободными. Людей избил режим, который хочет власти. Я призываю не признавать эти нечестные выборы.
Тихановская, по образованию филолог и переводчик с английского языка, читала по суфлеру. При этом титры в ролике, обращенном к европейцам, были написаны на американский манер — в слове honorable пропущена буква u. Английская и она же европейская норма подразумевает наличие этой буквы.
Александр Лукашенко на заседании Совбеза оставил свое послание западным лидерам:
"Руководители западных государств предлагают переговоры, а в это время продолжают гнуть свою линию. Я бы им посоветовал прежде, чем тыкать пальцем в нас, внести в повестку дня своих совещаний вопросы желтых жилетов во Франции, ужасных беспорядков в США. Я намекаю на то, что очень много проблем у них. У этих господ бревно в глазу, но они этого не видят".
Координационный совет, куда вошли правозащитники, гражданские активисты, режиссеры, художники, который по замыслу оппозиции должен заменить Лукашенко, уже на второй день существования столкнулся с критикой, причем от одного из оппозиционных кандидатов. Оказалось, что бывшего претендента на главный пост Валерия Цепкало туда не включили и он заявил, что не понимает критериев отбора в совет и его целей.
Лукашенко высказался на тему оппозиционеров в координационном совете, в который должны войти от семидесяти до двухсот человек:
"Создана так называемая черная сотня для приема, передачи власти. Так называемый штаб оппозиции. Уважаемые черносотенцы, в стране нет такого количества портфелей, сколько вас стоит в очереди. Метлы и лопаты у нас есть. Мы обеспечим".
В соцсетях и общих чатах бастующим обещают деньги. Власть в городах и на предприятиях пытаются взять стачкомы. В Солигорске бастуют шахтеры.
В пятом по величине городе Гродно местный горисполком пошел на уступки протестующим — создал совет общественного согласия, куда включил оппозиционеров, разрешил митинги, а сотни задержанных на предыдущих акциях уже отпущены.
Гродно, впрочем, на фоне других белорусских городов всегда выделялся местной спецификой — Литва в 30 километрах, Польша в 15. Четверть населения — поляки, а на руках у тысяч белорусов так называемая карта поляка. Ее уже более десяти лет раздают польские власти, привлекая бесплатными многократными визами и возможностью получить вид на жительство. Между белорусским Гродно и польскими городами ходят не просто автобусы, а маршрутки.
А на польских электричках в прошлом году даже появилась карта Польши с частями территории современной Белоруссии, включая Гродно и другие белорусские города: Лида, Ошмяны, Вилейка. Оказалось, на вагоны решили нанести довоенную карту 1939 года. Провести операцию под чужим флагом сейчас хотят многие, но сами белорусы пока дают отпор.
Все белорусы понимают — сейчас решается будущее страны. Но кому его доверить?
Вечером 19 августа в белорусских городах вновь собирались массовые акции. Но улицы, очевидно, перестали быть монопольной площадкой оппозиции. В Минске и Витебске, в Бобруйске, Логойске и Климовичах собирались митинги в поддержку действующего президента.