Строительство и ввод жилья в этом году сократится на 5 процентов, но в будущем году правительство планирует выйти на докризисный уровень. Вице-премьер Марат Хуснуллин после совещания с президентом рассказал "России 24", за счет чего планируется преодолеть спад в строительной отрасли и как удается в нынешних условиях даже перевыполнить планы по нацпроектам.
- Марат Шакирзянович, здравствуйте! Вот сегодня было совещание с президентом, вы докладывали по поводу реализации различных строительных, в том числе, проектов. Скажите просто цифры сначала, чтобы наши зрители понимали. По итогам этого года все-таки какого спада строительства, именно – жилья, ввода в эксплуатацию жилья вы ждете и какой у вас прогноз на будущий год?
- Пока мы считаем, что падение будет около 5 процентов, но это, на самом деле, не так много. Учитывая, что мы два месяца практически, особенно Москва и Московский регион, вообще стояли, не строили ничего, а у них 20 процентов объемов многоквартирного жилья в стране, поэтому мы ожидаем где-то падение около 5 процентов. На следующий год, мы думаем, что при удачном раскладе мы выйдем на показатель 2019 года. Учитывая, что по прогнозам вообще экономика восстановится в 2022 году, если нам в 2021 году удастся выйти на показатели 2019 года, это будет большой победой.
- Вы говорите, падение в этом году примерно на 5 процентов, это значит, что, видимо, сейчас осень и на начало зимы будет какой-то наверстывающий темп, потому что я видел заявление Минстроя, что пока на 28 процентов упал ввод жилья.
- Нет, у нас ввод жилья упал на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И так как там есть еще вопрос о том, что где-то жилье и продолжалось строиться, регистрации не было, потому что не работали регистрационные службы, нотариусы не работали, поэтому сейчас мы усиленно в штабном режиме работаем с регионами, чтобы наверстать упущенное, и считаем, что если мы так по итогам года – минус 5 процентов будет, то это будет неплохой показатель.
- Вы на совещании с президентом перечисляли, какие уже облегчения были для строителей сделаны, отменены многие ненужные требования для стройки, и сказали, что у вас есть еще 30 предложений, 30 пунктов изменений, которые вы готовите. Можете рассказать более подробно, что это за пункты?
- Я бы хотел сказать первое: я про 30 пунктов сказал это на федеральном уровне, которые требуют регулирования на федеральном законодательстве. Во-первых, мы хотим пересмотреть подходы к развитию застроенных территорий, это большой закон с большим количеством поправок. Мы хотим посмотреть, как ускорить вопросы, связанные с подходами к расселению аварийного жилья – то, что президент сказал нам, что нам нужен ряд законодательных поправок, в том числе по работе самого фонда, чтобы фонд мог более оперативно эти работы делать.
Мы считаем, что есть целый большой набор поправок по повышению эффективности управления капитальными вложениями. Это целый ряд таких серьезных поправок, которые нужно будет принять.
По незавершенке – сейчас есть большое количество незавершенных объектов, как связанных с жилищным строительством, которые требуют провести работу для того, чтобы ускорить переселение обманутых дольщиков, это с фондом защиты прав обманутых дольщиков, также незавершенка, которая построена за бюджетные деньги, причем разных уровней – муниципальное, региональное федеральное, и надо принимать решение, потому что зачастую объекты начинали строить 10-15 лет назад и сдать их по тем нормативным правилам практически невозможно.
С апартаментами мы надеемся разобраться. Есть у нас вопросы, связанные с подключением к инженерным коммуникациям. Еще целый ряд законов.
Вообще, как я уже сказал, мы за осеннюю сессию отработали 50 поправок, так как основная масса работ уже сделана, остальные поправки они, безусловно, нужны для улучшения работы, мы их планово будем продолжать, порядка 30 мы видим. Это то, что на федеральном уровне. То, что на уровне правительства, мы будем продолжать работу по упрощению СНИПов, сводов правил, которые мы, уже я доложил, что мы 30 процентов сделали рекомендательных, еще порядка 2-3 тысяч норм мы предлагаем сделать рекомендательными. Это тоже серьезно облегчит сегодня стройку.
Ну и плюс у нас еще несколько десятков будет законодательных актов по упрощению работ самих федеральных структур, то есть у нас есть вопросы, связанные, например, с межведомственными ограничениями, мы большую работу сейчас с Роспотребнадзором ведем, большую работу ведем с МЧС, ну и с другими согласующими структурами, которые влияют прямо на своды правил строительства.
- А вот это облегчение правил не ухудшит качества строительных работ?
- Ни в коем случае. Оно, наоборот, повысит качество и ответственность и заказчиков, и проектировщиков, и подрядчиков, потому что, когда иногда мы держали жесткие правила, требовали их выполнения, они были уже устаревшими. Когда мы строили, соответственно, не современный объект, потом нам заказчик говорил: ну это же правила федеральные, поэтому мы построили по таким устаревшим технологиям.
А сейчас эта возможность будет рекомендательного характера. То есть, вы предлагаете новые технологии, которые повышают качество и снижают себестоимость, пожалуйста, у вас есть это право, мы на уровне экспертизы проверим, главное, не влияет ли это на безопасность эксплуатации. То есть, мы очень много проектов регулируем на федеральном уровне, что, на мой взгляд, излишне. И мы с профессиональным сообществом это многократно обсуждали, что действительно это излишнее регулирование, надо больше права давать все-таки заказчикам, больше права давать регионам.
Например, мы на федеральном уровне регулировали, у кого сколько должно быть парковок, при этом мы не учитывали, в каком регионе какая обеспеченность общественным транспортом. В каких-то городах, например, есть метро. Но зачем около метро строить по нормативам так же, как для городов, где нет метро, зачем там строить такое количество парковочных мест, это же все влияет на себестоимость строительства, а в конечном итоге за все платит покупатель. То есть, во многих регионах проблема – парковки построили, продать их не могут, в конечном итоге все это легло в цену квадратного метра. Поэтому, как пример привел. Таких примеров, на самом деле, десятки и сотни. Есть такие серьезные изменения, а есть такие косметические и технические изменения.
- Последний вопрос, Марат Шакирзянович, вы на совещании с президентом рассказывали о том, какие нацпроекты идут даже с опережение графиков. Вы уже приводил и ранее эти примеры, это и дорожное строительство. Значит ли это, что нацпроекты просто закончатся раньше? В следующем году будет тоже опережение графика?
- У нас этот вопрос зависит от финансирование. Если у нас финансирование будет сохранено на том же уровне или будет дано, как в этом году, опережающее финансирование, то мы можем закончить нацпроекты раньше. То есть, я сегодня могу уверенно сказать, что по безопасным и качественным дорогам мы систему управления вместе с регионами выстроили таким образом, что все практически регионы взяли дополнительные объемы и строят раньше срока. Есть там 5-6 регионов, которые чуть-чуть отстают от среднероссийских показателей.
По вопросу жилья. Тут много факторов влияющих – такие, как уровень доходов населения, как будет ипотека развиваться, как будет предложение на рынке. Здесь, в зависимости от принятых мер, мы сможем сказать, выполним мы или не выполним мы эти программы.
По КПМИ (комплексный план модернизации инфраструктуры) могу сказать, что мы тоже при наличии финансирования ускориться по работам можем.
По программе аварийного жилья мы уже работаем с опережением. И вот то, что сейчас принято президентом решение о дополнительном переброске денег с 22-го года на 20-й, точно позволяет с уверенностью сказать, что в 21-м году большее количество людей получит жилье по программе расселения из аварийного. Это уже совершенно точно.
- То есть, что называется, дал бы Минфин денег, а строить вы готовы?
- Мы понимаем, что у Минфина тоже такая задача, что нужно найти деньги на реализацию всех проектов. Мне в этом году говорить, что нам денег не дали, несмотря на коронавирус, абсолютно нельзя. То есть, все что можно было, мы с Минфином отработали. С Минфином, председателем правительства регулярно собирались, и все, что можно было профинансировать в этом году плюсом, несмотря на то, что деньги ушли на борьбу с коронавирусом, мы все-таки такие возможности изыскали, поэтому коллегам спасибо остается сказать. Будут деньги – машина строительная будет работать.