Президент России Владимир Путин 27 августа заявил, что в России вот-вот зарегистрируют вторую вакцину против коронавируса, и она уже проходит испытания. Завершаются испытания над ней, работает научный центр "Вектор". Подробнее об этой работе рассказал в эфире телеканала "Россия 24" один из разработчиков второй вакцины, заведующий отделом зоонозных инфекций и гриппа ГНЦ "Вектор" Александр Рыжиков.
- Александр Борисович, здравствуйте. Спасибо, что вышли с нами на связь. Про вакцину "Вектора" против коронавируса. Вы разрабатываете еще одну вакцину. Об одной вакцине, которая уже была представлена Центром Гамалеи, мы знаем. Ваша вакцина чем отличается технологически?
- Наша вакцина технологически принципиально отличается от вакцины векторной, которую предлагает Институт Гамалеи. Вакцина, которую разработал "Вектор", является единственной активной вакциной против коронавируса не только в России, но и –на данный момент – в мире. Она относится к широкому классу субъединичных вакцин, такие вакцины разрабатывают многие лаборатории в мире. Но наша вакцина состоит из аминокислот, из которых синтезированы синтетические пептидные антигены. Эти антигены вызывают иммунную реакцию против коронавируса и в дальнейшем иммунитет, антитела, которые формируются, защищают от заболевания, вызванного новым коронавирусом.
- Я правильно понимаю, что схожую технологию вы применяли, когда разрабатывали вакцину от Эболы?
- Совершенно верно. Технология пептидных антигенов была применена нами для создания вакцины против Эболы. Она показала свою эффективность в экспериментах на животных и также прошла клинические испытания. Зарегистрирована в РФ.
- Сейчас проводятся клинические испытания. Расскажите, пожалуйста, как они идут, сколько людей принимает участие в них и как они реагируют. В смысле, как их организм реагирует на введенную вакцину?
- В целом в испытаниях участвуют 100 человек, но испытания, как вы знаете, начались поэтапно. Первые 14 человек – на них контролировалась безвредность вакцины, и первый участник уже выписан из стационара, в котором он находился 23 дня. Все прошло успешно, антитела образовались. И реактогенность была минимальной. Из всех 100 человек, которые были вакцинированы, о минимальной реактогенности в виде болезненности в месте инъекции заявили 6 человек. То есть 6 процентов реактогенности. Среди тех людей, которые уже должны были среагировать на вакцину, у всех наблюдаемых антитела зарегистрированы.
- А 6-процентная реактогенность, это если по-простому, то какая-то побочка, да? А что это за побочка?
- Я уже повторяю, побочка эта выражается в виде болезненности в месте инъекции. То есть от того, что человеку сделали инъекцию, естественно, в этом месте будет болезненно. Но об этой болезненности заявили всего 6 человек из 100 – это крайне низкая реактогенность.
- А других побочных действий обнаружено не было?
- Никто не жаловался.
- Скажите, когда вы перейдете на следующий этап с более широким количеством участников в испытаниях?
- Мы сначала дождемся завершения этого этапа, то есть испытание на сотне человек. Отчет о завершении этих испытаний будет готов к середине сентября, я надеюсь. И, в общем-то, длительность наблюдения участников эксперимента будет продолжаться до 280 дней.
- Мне хочется понять, когда все-таки закончатся все испытания вашей вакцины и она сможет поступать в медицинские учреждения?
- Мы ожидаем регистрацию вакцины в октябре текущего года. До этого мы не можем говорить о том, в какой срок поступит вакцина на прилавки аптек.
- Но эта регистрация произойдет уже после третьего этапа испытаний или до третьего этапа испытаний, как мы видим с вакциной "Спутник V"?
- Третий этап будет идти параллельно после регистрации.
- Расскажите еще про вакцинацию. Я так понимаю, что необходимо два укола вашей вакцины будет?
- Да, необходимо две инъекции с интервалом примерно в 21 день.
- Это жидкая вакцина, это какой-то порошок? В какой форме предполагается?
- Это ампулированная суспензия, которая вводится внутримышечно, обычно в плечо.
- Как, в принципе, большинство вакцин?
- Да.
- Скажите по поводу ее производства. Как быстро можно будет наладить массовое производство этой вакцины?
- Массовое производство – этот вопрос мы сейчас готовы уже обсуждать и готовимся к этому. И, в принципе, первую серию вакцин мы можем выпустить сразу после регистрации.
- То есть уже в октябре, например, в середине или к концу октября мы можем получить первые вакцины на руки?
- Да, к концу октября, в ноябре мы можем на это надеяться.
- По поводу цены этой вакцины. Можно сейчас что-то предполагать, сколько она может стоит – две ампулы, одна доза вакцины?
- Пока рано говорить о стоимости вакцины. Но, я думаю, мы будем держаться в рамках, которые предлагают зарубежные компании.
- То есть это будет конкурентоспособная вакцина на мировом рынке?
- Без сомнения.
- Скажите, сейчас много разговоров о том, что нас ждет вторая волна коронавируса и она совпадет, соответственно, с сезонной волной гриппа. Поэтому разговоры о том, нужно ли сейчас прививаться от гриппа, необходимо ли прививаться от гриппа до того, как привьешься от COVID-19. Вот как эти вакцины будут вместе работать против гриппа и против коронавируса?
- Совершенно правильное беспокойство. Прививаться надо обязательно. В первую очередь, естественно, надо прививаться от гриппа, поскольку вакцина уже готова. Для получения оптимального иммунного ответа одновременная прививка против коронавируса и гриппа просто не рекомендуется в силу того, что иммунная система будет напряжена. Все-таки первая прививка – от гриппа в ближайшее время. И дальше мы уже будем готовы получать прививки от коронавируса.
- В ближайшее время, вы говорите. Когда бы вы советовали прививаться от гриппа, имея в виду, что, видимо, в октябре-ноябре привиться и от коронавируса? Когда надо от гриппа тогда привиться?
- Рекомендация – прививаться от гриппа уже в сентябре, в октябре. Через месяц – не раньше – можно прививаться от коронавируса. Ну и тут надо понимать, что прививка от гриппа – это не только личное дело каждого, но и общественное дело, поскольку человек, прививаясь, защищает себя и также выключает себя из эпидпроцесса. Он перестает быть источником инфекции для окружающих. То есть прививка от гриппа – это и личное дело и общественно полезное дело.
- От гриппа, мы знаем, что вакцина, к сожалению, действует один сезон, грипп очень быстро мутирует. А вакцина от коронавируса – она какое время будет действовать?
- Пока исследования не завершены, поэтому мы говорить о длительности иммунитета, который создает наша вакцина, не можем. Но рассчитываем, что не меньше, чем вакцина от гриппа.
- Это тогда один сезон только и каждый год, возможно, надо будет прививаться от коронавируса? Или нет?
- Возможно, так. Возможно, мы пойдем по схеме, которая сейчас много десятилетий уже испробована, испытана для клещевого энцефалита – это вакцина, ревакцинация и последующая ревакцинация каждые три года.
- Александр Борисович, последний вопрос: как вам кажется, все-таки нас всех ждет вторая волна коронавируса? Если ждет, то когда и насколько серьезной она будет?
- То, что кажется мне, не означает, что так будет. Но, да, надо готовиться, что вторая волна будет. Я думаю, она будет менее интенсивная, чем первая. Повторные случаи инфицирования известны, но, опять же, известно, что этот повторный случай, если мы говорим про Гонконг, протекал бессимптомно, то есть в этом плане все достаточно спокойно. Но то, что этот бессимптомный человек, инфицированный коронавирусом, может быть носителем и распространителем этого коронавируса для окружающих – это вопрос, который предстоит изучать. Поэтому надо серьезно относиться к возможности второй волны, и прежде всего – защитить себя от смешанной инфекции, вызванной коронавирусом и гриппом, поскольку последствия такого инфицирования пока мало изучены.
- Спасибо вам большое, что ответили на наши вопросы. Будем надеяться, что как можно раньше у вас получится испытать, доказать эффективность вакцины, и мы все сможем привиться, чтобы быть здоровыми.